3K подписчиков

Певческое дыхание в сравнении речевым дыханием. 7 принципов дыхания в пении.

469 прочитали

Певческое дыхание -это особый вид дыхания, который существует только при пении. Его надо осваивать вместе со звуком. Певческое дыхание развивается медленно вместе с организацией других частей голосового аппарата.

Певческое дыхание-это дыхание скоординированное со всеми частями голосового аппарата.

Но ведь есть и поставленная речь, где тоже все с дыханием тоже скоординировано?

Почему пение актеров и пение вокалистов сильно отличается?

Это понятно в сравнении с речью.

Принципиальные отличия пения и речи.

Все цитаты далее с научными доказательствами взяты из книги Дмитриева Л.Б. и его «Основы вокальной методики».

1.ПЕНИЕ ЗВУКОВ. В пении мы сталкиваемся с той же системой органов, работающих по тем же законам ,что и в речи. Однако пение -это не сильно растянутая речь, т.к. дыхание разное.

Сколько бы мы ни растягивали речь, она никогда не прозвучит певчески.
И наоборот, даже убыстренное пение, скороговорка, должна звучать певчески, не переходя в речь.
Эти особые певческие координации в работе голосового аппарата, как и речевые, зафиксированы современными методами исследования и подвергнуты научному анализу.

2.ЗВУКОВАЯ ЭНЕРГИЯ.

У всех певцов в пении полость глотки, рта и само ротовое отверстие относительно шире, чем в речи. Таким образом, условия для выведения звуковой энергии при пении будут иными.

Как показывают рентгенологические наблюдения в пении, гортань занимает особое «певческое» положение и система полостей надставной трубки организуется иначе.
У певцов, пользующихся поднятием гортани, в пении надставная трубка укорачивается, у певцов, опускающих гортань, она удлиняется.
Аэродинамические условия, и сопротивление, создающееся в надставной трубке, при пении совершенно иное ,чем при речи.

3.ГОРТАННЫЙ СФИНКТЕР.

Гортанный сфинктер по-разному включается в работу в зависимости от посыла дыхания. Величина его напора при образовании звука меняет плотность соприкосновения голосовых связок и влияет на длительность фразы смыкания и размыкания, а вместе с этим и на тембр певческого голоса, на его вокальные качества.

Силовая нагрузка, которая падает на мышцы гортани и дыхания, несравнима с тем, что мы имеем в речи.
Так, например, подсвязочное давление, которым мы обычно пользуемся в спокойной речи, составляет 10— 15 см водяного столба, а профессиональный певец на сцене развивает подсвязочное давление до 300 см водяного столба и более.
Какой же силой должен обладать гортанный сфинктер профессионального певца, чтобы удержать давление, превышающее в 30 раз речевое!
Как должна быть развита и отлажена работа всего дыхательного аппарата и гортани, чтобы это давление не нарушило образование наилучших певческих качеств голоса, не дезорганизовало работу голосовой щели (что наблюдается при форсировке голоса)!

Таким образом, при пении мы получаем особую координацию дыхания с остальными частями голосового аппарата, необходимой для образования тембра певческого голоса

Но самое главное ,что перед певцом встают задачи длительной фонации на одном дыхании, причем более громкой, чем в речи! Поэтому жизненное и речевое дыхание не могут удовлетворить певца.

4.СКОРОСТЬ И РИТМ.

В речи, звуки скользя по звуковой шкале, быстро сменяют друг друга, подчиняясь законам речевого произнесения слов.

В пении эта скорость задается музыкальным темпом и ритмом, произнесение слов бывает сильно растянуто и не подчиняется речевым нормам. Помните, что вокальные слоги разные в речи и в пении?

Принцип вокального слога в пении-это каждый слог заканчивается гласным звуком, а согласную надо присоединять к последующему слогу.

Эти особые певческие координации в работе голосового аппарата, как и речевые, зафиксированы современными методами исследования и подвергнуты научному анализу.
Естественно, что наряду с иными органами, участвующими в голосообразовании, и дыхание работает различно при речевой и певческой фонации.

5.ЛЬЮЩИЙСЯ ЗВУК.

При актерском пении звук не льется, как у вокалистов. В пении он приобретает льющийся характер благодаря наличию вибрато, чего в речи нет, специфическую округлость и одновременно металличность, что, как мы знаем, связано с образованием особых певческих формант.

Речевой и певческий звук отличаются одним качеством-способностью литься.
Все буквы в словах, превращаются у певца в слияния звуков.
Поэтому так сильно отличается пение актёров и вокалистов: опытное ухо педагога по вокалу слышит в актерском пении "дыры" между звуками, а у профессиональных вокалистов один звук сливается с другим.
ФОТО ДМИРТИЯ ПЕВЦОВА ИЗ ИНТЕРНЕТА
ФОТО ДМИРТИЯ ПЕВЦОВА ИЗ ИНТЕРНЕТА

ИТАК.

На сегодня я выделила 7 принципов, но возможно их со временем станет больше.

7 принципов певческого дыхания:

  1. Певческое дыхание неразрывно связано с деятельностью гортани и артикуляционного аппарата.
  2. Основное внимание должно быть направлено на организацию выдоха и верное звучание голоса, а не на тип вдоха.
  3. Цикл певческого дыхания: вдох и занятие мышцами мгновенного положения перед атакой звука сверху, небольшая задержка перед началом звука, плавная подача дыхания при умелой филировке звука.
  4. Лучшее- это нижнереберно- диафрагматическое дыхание, которым, пользуется подавляющее большинство певцов, потому что при нем регулировочная функция диафрагмы, столь важная для фонации, проявляется с наибольшей легкостью ,т.к. ее тонус повышается и площадь увеличивается.
  5. Тип дыхания-это не неизменная величина. Он меняется в зависимости от типа произведения и от плотности звука в нем: лирический стиль исполнения ведет к более высокому типу дыхания, а драматические произведения, где звук более оперт, плотный, эмоционально-насыщенный, дыхание становится более низким.
  6. Расход дыхания при голосообразовании зависит от характера работы голосовых связок .
...одним из первых научных опытов, Мануэль Гарсиа (сын) в середине прошлого столетия отметил разницу траты дыхания в грудном и фальцетном регистре голоса и, впервые заглянув через изобретенное им гортанное зеркало в гортань поющего человека, установил причину этого явления.
В грудном регистре, когда дыхание тратилось мало, голосовые связки были сомкнуты плотно, а в фальцетном регистре, где наблюдалась большая трата дыхания, голосовые связки не замыкали голосовую щель, оставляя между собой пространство веретенообразной формы.

7.Полного контроля над дыханием во время пения нет, т.к. в дыхании наряду с произвольными мышцами имеются регулировочные механизмы, действующие рефлекторно и независимо от нашей воли.

В работу дыхания включены непроизвольные мышцы, саморегулирующиеся системы.
Попытка не считаться с этим обстоятельством, различные нерациональные действия с голосовым аппаратом, форсирование процесса развития голоса, его силы, диапазона могут помешать проявлению их естественного действия, нарушить верную работу голосового механизма.

ПОЧЕМУ ПОСЛЕДНИЙ ПУНКТ ВАЖЕН?

Потому что в нас есть природные механизмы ,согласно которым надо все делать вообще,в том числе развивать голос и дыхание в частности.

Напоследок, очень интересное исследование по сравнению дыхания у молодых, у профи и у гениев.

У обучающихся молодых певцов с еще неустроенным голосом обычно наблюдается резкий вдох по типу ды­хания в жизни и затем быстрое и неравномерное спадание стенок, т.е. дыхание утекает быстро и тратится судорожно.
У квалифицированных певцов, с хорошо поставленным голосом-спокойный вдох и очень медленное, постепенное спадание грудных и брюшных стенок. Дыхание у квалифицированных певцов тратится весьма мало, и его хватает на длинные музыкальные фразы.
Наконец у некоторых наиболее выдающихся певцов во время выдоха, грудные и брюшные стенки не спадали вовсе, застывая в положении вдоха или делая даже некоторые небольшие вдыхательные движения.
Тип певческого дыхания, при котором на выдохе в пении грудные и брюшные стенки не показывают выдоха, был назван парадоксальным дыханием.
Это натолкнуло Л. Д. Работнова на мысль, что при таком типе дыхания силой, осуществляющей поднятие воздушного давления под связками, является активность не грудных и брюшных мышц, а активность самих легких.
В легких заложено много гладких мышц, не подвластных нашей воле. За счет сокращения этих мышц и происходит, по Работнову, выдох при парадоксальном дыхании.

Именно про такое дыхание я писала в статье про Сесилию Бартоли, у нее как раз такое парадоксальное дыхание и там есть ее видео в начале упражнения.

ФОТО СЕСИЛИИ БАРТОЛИ ИЗ ИНТЕРНЕТА
ФОТО СЕСИЛИИ БАРТОЛИ ИЗ ИНТЕРНЕТА

ТЕМА ПЕВЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ ОЧЕНЬ НЕОБЪЯТНАЯ,ПОЭТОМУ ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...