Найти тему
Хроника христианина

Христианская вера и демонология. Ч 3

В продолжение статей:

"Первая более или менее полная теория об отношениях человека с дьяволом возникла в IV веке в трудах блаженного Августина. "Открытием" выдающегося теолога стала установленная им тесная связь между приверженностью людей суевериям и демонологией. В сочинениях Августина впервые была высказана идея о том, что вмешательство дьявола является основной причиной впадения человека в грехи. Августин развил в своих сочинениях идеи епископа Лионского Иринея, который во II веке ввел само понятие дьявола в христианскую экзегезу. Блаженному принадлежала и идея о том, что люди заключают союз с дьяволом или с его приспешниками, демонами, и из этого союза вырастают все их злодеяния. Вместе с тем для Августина влияние дьявола и его демонов на человека представляло собой иллюзию! Он считал, что демоны, в отличие от ангелов, не могут создать ничего реального, они творят лишь "воображаемые видения" – фантазии, которыми, собственно, и питаются люди, вступающие с ними в контакт.

"Концепция Августина имела основополагающее значение для развития демонологии в Западной Европе. Она была воспринята средневековыми теологами вплоть до XIII века. В частности, в совершенно неизменном виде эта теория оказалась изложена в XII веке в Декрете Грациана, который являлся основой всего канонического права не только эпохи Средневековья, но и Нового времени", - пишет Ольга Тогоева.

Средние века – эпоха невероятного расцвета и зрелости Сатаны. Эпоха печали, угрюмого аскетизма, мистического бреда – смущающего сердца и умы. Интересная эпоха причудливо-фантастического народного суеверия и теней огромных готических соборов, где человек ничто, а его эмоции питательная среда для его возрастания и могущества дьявола. То чего люди не могут сделать из любви к Богу, они сделают из страха перед всемогущим Врагом. Логика проста и эффективна до сих пор.

Провоторов Владислав Алексеевич картина: Космогония 666
Провоторов Владислав Алексеевич картина: Космогония 666

Все изменилось в ХIII веке, и прежде всего благодаря трудам Фомы Аквинского. Именно Аквинат ввел в описание отношений людей с Дьяволом понятие "умысел". Он настаивал на личной ответственности ведьм и колдунов за совершенные ими злодеяния и полагал, что человек в данном случае выступал не жертвой происков нечистого, но являлся активным участником этого союза. Человек сам заключает договор с Дьяволом или его демонами, а затем использует их могущество в собственных корыстных целях.

Томистская идея об активной роли адептов дьявола оказала сильнейшее влияние на последующую традицию восприятия колдовства – прежде всего как отдельного, самостоятельного греха, а затем – как
умышленно совершенного (и абсолютно реального) преступления.

Как свидетельствуют папское законодательство и документы юридической практики, уже со второй половины XIII века ересь и колдовство стали трактоваться как два самостоятельных деликта, расследование которых тем не менее должен был осуществлять один и тот же суд – суд инквизиции. Данное положение вещей было впервые письменно зафиксировано в середине ХIII века, в понтификат Александра IV (1254-1261). Однако, наиболее интересным оказался понтификат Иоанна XXII (1316-1334).

"Молот ведьм"
"Молот ведьм"

Иоанн XXII был человеком крайне мнительным и искренне верившим в колдовство: он постоянно опасался, что на него наведут порчу или отравят. Если судить по письмам, выходившим из его канцелярии, Иоанн XXII считал колдовство таким же реальным и важным преступлением, как и ересь. В 1320 году он постановил, что отныне любые случаи магии (вызов демонов, поклонение им, заключение с ними договора, использование в преступных целях освященной гостии или восковых фигурок) подпадают под юрисдикцию инквизиции. Именно в его понтификат, в 1319-1321 годах, были проведены консультации с наиболее значительными европейскими теологами по вопросу о том, что такое колдовство и нужно ли его отличать от ереси.

Ночные полёты «ведьм»
Ночные полёты «ведьм»

В результате этих консультаций в 1326 году Иоанн ХХII издал знаменитую буллу Superilliusspecula, в которой говорилось о том, что отныне все случаи колдовства подлежат расследованию в суде инквизиции, и их следует наказывать так же, как ранее наказывали за впадение в ересь. Таким образом, он выделял ведовские процессы в самостоятельное судопроизводство.

Вилльям Рассел. Сожжение ведьмы
Вилльям Рассел. Сожжение ведьмы

С точки зрения Иоанна XXII и его последователей, колдовство отличалось от ереси самой своей сутью. Если ересь заключалась в сознательном отказе от следования догматам католической церкви и, как следствие, в принадлежности к секте, доктрина которой была осуждена как противная христианской вере, то под колдовством понимались прежде всего запрещенные практики, производимые при помощи вполне материальных предметов, которые при удачном стечении обстоятельств могли быть представлены в суде в качестве неоспоримых вещественных доказательств вины того или иного человека. К последним относились различные записки с подозрительными текстами (в более поздних демонологических трактатах "превратившиеся" в договоры с дьяволом), неопознанные жидкости и субстанции, предметы одежды, восковые фигурки и т. д. Благодаря такому подходу уже в XIV веке в европейской судебной практике колдовство начинает рассматриваться не как иллюзия, но как реальность.

-5

Не следует, однако, полагать, что процесс развития демонологической теории шел поступательно на протяжении всего Средневековья. Первые массовые ведовские процессы, в основе которых лежало папское законодательство и судопроизводство, датируются концом XIV – первой половиной XV веков. Они имели место в тех регионах, где влияние папского престола было особенно сильным – на юге современной Франции (в Бургундии), на территории романской Швейцарии, отчасти в Германии. В этих же регионах были созданы и первые демонологические сочинения, однако далеко не все авторы этих трактатов представляли себе колдовство как реальность.

Некоторые, вслед за Августином, по-прежнему считали, что магические знания и умения являются выдумкой, а кое-кто из ранних демонологов так до конца и не смог определить собственное отношение к данной проблеме. Примечательное рассуждение по этому поводу можно найти в "Защитнике дам" (1440-1442 гг.) бургундского писателя Мартена ле Франка, бывшего одновременно прево Лозанны, т. е. являвшегося судебным чиновником. Главный герой его поэмы, крайне скептически относящийся к рассказам о шабаше, заявлял: "Никогда в жизни я не поверю, что женщина на самом деле летает по воздуху, как какой-нибудь дрозд". За что подвергался яростным нападкам со стороны своих христианских противников, смотрящих на мир Божий более "реалистично".

-6

Подобное двойственное восприятие колдовства в Западной Европе сохранялось очень долго. Причем часто, как, например, во Франции, речь шла о противоречиях в трактовке данного вопроса между центральными и провинциальными судами. Это хорошо заметно по материалам процесса 1431 года, возбужденного против Жанны д'Арк, когда избранное изначально обвинение в колдовстве в результате консультаций, проведенных местными, руанскими судьями с теологами и юристами из Парижа, было заменено на обвинение в ереси. Похожая ситуация складывалась и в Бретонском герцогстве, где в 1440 году был казнен барон и маршал Франции Жиль де Ре. На его процессе часть судей придерживалась мнения, что обвиняемый занимался колдовством, другие же настаивали на том, что он впал в ересь.

-7

Раннее "Новое время" также не принесло ясности в вопрос восприятия колдовства. Так, один из самых знаменитых европейских демонологов XVI века Жан Боден, описывая в своей "Демономании" впечатления от собственной судебной практики, выдвинул концепцию, согласно которой вред, наносимый ведьмами и колдунами окружающим людям, следовало считать реальностью, однако их магические знания признавались иллюзиями насланными демонами.

Данная комбинация двух абсолютно противоречивых концепций сохранилась в европейской демонологии вплоть до середины XVII века, когда ведовские процессы сошли на нет и были отчасти вытеснены процессами об одержимости, при которых отношения между человеком и дьяволом воспринимались совершенно иначе. Они трактовались не как договор двух равноправных субъектов, но как порабощение Дьяволом души и тела человека. Нечистый или его демоны проникали в самого человека и изнутри управляли его мыслями, чувствами, его речью и поступками. Таким образом, посредник в виде ведьмы или колдуна в этих отношениях был уже не нужен. Интерес к этим персонажам постепенно угасал, и ведовские процессы в континентальной Западной Европе были вытеснены из судебной практики.

Это, однако, не означает, что они оказались полностью забыты. В то же самое время они набирали силу, к примеру, в Английском королевстве, где первый законодательный акт, направленный специально против ведьм, был издан лишь в 1542 году Генрихом VIII. Всего за 60 лет (до акта Якова I, принятого в 1604 году) колдовство здесь превратилось в деяние, направленное против общественного блага и спокойствия. Оно трактовалось как антисоциальное преступление. Таким образом, именно королевская, а не церковная власть стояла в Англии за получившими широкое распространение в XVI-XVII веках ведовскими процессами. В это время было разработано стереотипное обвинение в колдовстве, использовавшееся во всех без разбора делах такого типа (даже если конкретные обстоятельства дела не соответствовали этому "прототипу"), а также портрет "типичной" ведьмы, во многом отличавшейся от своих континентальных "коллег". Точно так же отличались от континентальных и труды английских демонологов, базировавшиеся в основном не на выкладках средневековых теологов, а на результатах практики местных судов. Только в 20-30-е годы XVIII века под влиянием идей Просвещения и, в частности, учения о естественных (физиологических) причинах "порчи" и одержимости людей, ранее рассматриваемых исключительно как результат колдовства, волна ведовских процессов в Англии пошла на убыль, постепенно прекратилось издание посвященных им памфлетов, и широкая публика потеряла к ним интерес на долгие годы.

Этим вопросам посвящена исключительно интересная монография Юлии Игиной: "Ведовство и ведьмы в Англии. Антропология зла".

продолжение следует...

иллюстрации из открытых источников