Вы поднимались хоть раз на какую-нибудь гору? Хотя бы на относительно невысокую, даже холм, лишь бы это было сопряжено с достаточными трудностями?
Вспомните, что даже в юном возрасте – это редко бывает легко. Перестраивается дыхание под неизбежно замедленный ритм, начинает ныть тело, даже душа – и та начинает изнывать от утомительной монотонности.
Но к чему это? А к тому, что все это испытывал Сам Иисус Христос, Который многократно поднимался на горы.
Зачем? А затем, что уже в Ветхозаветном Израиле горы всегда ассоциировались с Богом, с Его местопребыванием:
«Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю». Пс. 120.1-2.
Для нас горы – это чистый воздух, это красивые виды, это возможность забыть о суете… А для библейских людей – это особая близость к Богу.
Почти все самые значимые библейские события в той или иной степени связаны с горами:
- на горе Авраам приносит в жертву своего сына Исаака (Быт. 22. 2-14).
- на горе Бог является Моисею и дает ему 10 заповедей (Исх. 19.16-20).
- в горах скрывались библейские пророки и часто оттуда изрекали свои пророчества и совершали знамения.
Поэтому нет никакой странности, что Иисус Христос тоже использует горы для особой связи с Богом-Отцом, для особой молитвы к Нему, для совершения Своих самых значимых действий и поучений.
И не случайно, что Его главное поучение называется Нагорная проповедь, ибо она была произнесена на горе:
«Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
И Он, отверзши уста Свои, учил их говоря». Мф. 5.1-2.
Трудно даже перечислить все остальные эпизоды, которые связаны в деятельности Иисуса Христа с горами.
Только в Евангелии от Матфея около десятка раз говорится о том, что Он поднимался на горы. Можно упомянуть только о некоторых случаях:
- после чуда с кормлением 5 тыс. человек двумя рыбами и пятью хлебами, Он поднимается на гору для молитвы (Мф. 14.15);
- взойдя на гору, исцеляет «хромых, слепых, немых, увечных и иным многих» (Мф. 15.30);
- чудо Преображения, когда Господь явил Свою божественную сущность, тоже происходит на горе (Мф. 17.1-3);
- после Тайной Вечери Он идет с учениками «на гору Елеонскую»;
- наконец, возносится на небо тоже с горы (Мф. 28.16-17).
Во всей «горной» практике Христа есть одно очень важное отличие от ветхозаветного примера.
Там – большей частью все восхождения на гору библейских персонажей происходили в одиночестве. Иисус тоже использовал эту практику для индивидуальной глубокой молитвы.
Но в то же время Он часто приглашает совершить восхождение Своих учеников.
Кстати, и сам выбор 12-ти учеников тоже произошел на горе:
«Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему.
И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь». Мк. 3. 13-14.
Но что еще удивительнее, Христос и простой народ тоже подвигает к восхождению на горы – как для поучения, так и для исцеления. Еще раз напомним про знаменитую Нагорную проповедь.
И в этом, безусловно, есть для нас - пример, знак, знамение и глубокий символический смысл. Суть можно передать так:
«К Богу невозможно прийти, не поднявшись на гору, совершив свои восхождения на горы».
Итак, прежде всего – это телесный труд. Порой тяжелый, долгий, трудный, сопряженный с опасностями, и всегда утомительный.
Как при восхождении в горы он неизбежен, точно так же он неизбежен для восхождения к Богу.
И хотя Бог – это Дух, наши тела не могут остаться в стороне. Просто потому, что очень часто именно тела и служат для нас источниками соблазна для того же духа (чревоугодие, пьянство, лень, похоть…).
Поэтому тело должно подвергнуться тяжелым трудным и монотонным физическим тискам, сравнимыми с физическими трудностями при восхождении.
Здесь и пост, и поклоны при молитве, и стояние на богослужении. Все это призвано зажать тело в тиски физических трудностей. Иначе, расслабленное и пресыщенное, оно не даст и духу пробиться к Богу.
Но еще важнее – это восхождение на наши внутренние невидимые душевно-духовные «горы». У каждого они свои, но закон один для всех – чтобы быть с Богом, ты должен на них подняться.
И список духовных «пропастей», в которые ты можешь сорваться при восхождении еще более внушителен, чем телесные искушения (зависть, гнев, тщеславие, гордыня, уныние, отчаяние, ненависть…)
Но тебя должны мотивировать сами сияющие вершины добродетелей, восемь из которых святитель Игнатий Брянчанинов на основании святоотеческого опыта назвал поименно:
- Воздержание;
- Целомудрие;
- Нестяжание;
- Кротость;
- Блаженный плач;
- Трезвение;
- Смирение;
- Любовь.
А они в свою очередь в конечном с счете сводятся к трем главным христианским добродетелям: Вере-Надежде-Любви.
Так что, любите ли вы – не любите горы, если вы хотите стать христианином, готовьтесь прежде стать альпинистом.
Без восхождения на горы по примеру Христа это не получится.