Королевский флот Норвегии в начале XX века не мог похвастаться многочисленностью и мощью. Один из важнейших классов боевых кораблей — эсминцы практически полностью отсутствовал, пока не появился тип Draug.
🎁 Вступай в онлайн-сражения: https://krbli.ru/3v2h7WK (подарок по ссылке)
В 1896 году в состав флота был принят миноносный торпедный катер Valkyrjen, построенный на пожертвования норвежских женщин. Но уже вскоре стало ясно, что этот корабль слишком слабо вооружен. Да и что может сделать всего лишь один катер? Особенности береговой линии Норвегии и наличие огромного числа фьордов требовали серии эсминцев с более современными характеристиками. Поэтому в 1905 году специалисты флотской верфи в городе Хортен начали разработку кораблей типа Draug.
За основу норвежцы взяли весьма удачную серию английских эсминцев типа River, и постройка 36 единиц которой для Королевского флота Великобритании была закончена в том же году.Поскольку построить столько же кораблей Норвегия не могла по финансовым и промышленным возможностям, тип Draug получил больший размер и больше вооружения.
Эсминцы имели водоизмещение 587 тонн (на 52 тонны больше, чем британцы), длину в 69,2 метра и осадку в 2,9 метра. Энергетическая установка на первых двух заложенных кораблях состояла из вертикальных паровых двигателей тройного расширения мощностью 7500 лошадиных сил, приводящих в движение два вала. Третий эсминец Garm получил паровые турбины прямого действия мощностью 8000 лошадиных сил. Скорость все три корабля развивали почти одинаковую — 26,5, 27 и 27,4 узла соответственно. Вооружение было тоже одинаковым и состояло из 6-ти 76-мм скорострельных орудий и 3-х 457-мм торпедных аппаратов.
Все три эсминца построили в 1907-1914 годах в Норвегии. Уже на стадии постройки выявилась проблема в обеспечении топливом, которым являлся антрацитовый уголь. Его приходилось покупать в Великобритании втридорога. С началом Первой мировой войны ситуация с углём осложнилась ещё больше. Так что после окончания войны корабли были законсервированы. Два эсминца поставили в Хортене и один в Маринхольмене. Обратно в строй их ввели в сентябре 1939 года из-за начала Второй мировой войны. К тому моменту эсминцы не только устарели, но и потребовали капитального ремонта. В течение месяца они были наспех восстановлены и подготовлены к выходу в море. На каждый корабль был установлен один 12,7-мм зенитный пулемёт Кольта, а на Draug ещё и 7,62-мм пулемёт Мэдсена, который был в нерабочем состоянии. Так или иначе, эсминцы этого типа не считались пригодными для потенциальных боевых действий и предназначались только для выполнения эскортных и сторожевых функций.
Первый корабль серии, Draug, вошёл в строй в 1908 году. Во время Первой мировой он базировался в Хёугесунне, где занимался так называемыми «патрулями нейтралитета». С началом Второй мировой корабль вошёл в состав 1-й дивизии эсминцев и начал патрулирование. 9 апреля 1940 Draug остановил у Хёугесунна немецкий транспорт, но не смог провести осмотр. В связи с полученной информацией о начавшемся вторжении Германии командир корабля решил увести эсминец и захваченный транспорт в Великобританию. Но немцы в процессе перехода открыли кингстоны своего судна и начали эвакуацию. Draug расстрелял транспорт, чтобы гарантировать его гибель. Потом норвежцы подняли на борт немецкий экипаж. Draug за сутки дошёл до Великобритании и передал пленных властям. Моряки эсминца поступили на британский флот, в частях которого принимали участие в Норвежской кампании.
После поражения Великобритании в битве за Норвегию экипаж вернулся на Draug и перешёл в Южную Англию, где эсминец получил дополнительное зенитное вооружение и оборудование для размагничивания мин. До осени 1940 года корабль служил базой для моряков норвежского флота и штабом операций торпедных катеров. С началом битвы за Британию Draug вновь вернулся в строй и был переведён в Лоусфорт, где отражал авианалёты. Эсминец неоднократно становился мишенью для немецкой авиации, но попаданий так и не получил.
С ноября 1940 до начала 1941 года корабль прошёл модернизацию, включавшую изменение очертаний корпуса и реконструкцию надстроек. До апреля 1942 года он эскортировал транспорты у берегов Южной Англии. Периодически Draug отправлялся на вылазки в Скандинавию. Прикрывая и буксируя норвежские торпедные катера, эсминец участвовал в атаках на немецкие конвои у берегов своей родины.
С апреля 1942 по февраль 1943 года Draug стоял на приколе в Порт-Эдгаре в качестве базы норвежского флота. С февраля по сентябрь того же 1943 года он служил в качестве экспериментального судна в британском флоте. Британцы оценили эсминец, как окончательно устаревший и бесполезный. 6 ноября его списали, а в следующем 1944 году пустили на слом. Часть орудий корабля сняли и установили на Шпицбергене в качестве береговых батарей.
Troll, второй корабль серии с октября 1939 года прикрывал Согне-фьорд. 1 мая 1940 года эсминец получил приказ уходить в Великобританию, но из-за отсутствия угля сделать это было невозможно. Экипаж оставил корабль и присоединился к отступавшим пехотным частям. Немцы захватили Troll неповреждённым, после чего перегнали его в Берген. С 1941 года корабль служил там опреснителем и генератором пара. В мае 1945 года эсминец снова вошёл в состав Королевского флота Норвегии, но был признан не подлежащим реконструкции и в 1949 году продан на слом.
Garm 15 февраля 1940 года обыскивал укрывшийся в норвежских водах немецкий транспорт Altmark, а после инцидента, ставшего поводом к нападению Германии на Норвегию, сопроводил судно до нейтральных вод. После этого эсминец ушёл в Согне-фьорд. 9 апреля 1940 года во время нападения на Берген Garm перехватил крейсер Königsberg и попытался его торпедировать. Торпеды эсминца были довольно «короткими», поэтому он был вынужден пойти на сильное сближение. Крейсер открыл ответный огонь, и эсминец отступил, чтобы не быть расстрелянным. 26 апреля 1940 года во время авианалёта на Бьордал одна из сброшенных бомб угодила в первый торпедный аппарат пришвартованного там корабля. Боеприпас сдетонировал, Garm разломился пополам и после нескольких часов горения затонул. Никто из экипажа не пострадал, поскольку с началом налёта моряки сошли на берег. На Garm отсутствовало зенитное вооружение, и для отражения атак с воздуха он был бесполезен.
Первая серия эсминцев Норвегии оказалась совсем не готовой к боевым действиям Второй мировой войны. И это неудивительно — в период между войнами корабли не модернизировались. Устаревшие эсминцы типа Draug не могли ничего противопоставить вооружениям 1930-х годов.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией Мира Кораблей
Понравилась статья? Не забудьте подписаться на наш канал.
🎁 Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь и получите приветственные подарки: https://krbli.ru/3v2h7WK