Найти в Дзене

7 «за» и 7 «против» бюджетирования, которые расставят точки над «i», и заставят вас занять одну из сторон: «делаю» или «не делаю»

Оглавление

Давайте трезво взвесим, что вы получите, и чем за это заплатите, если примете решение внедрить у себя бюджетирование, через призму этих 7 преимуществ и 7 недостатков.

Но сначала я кратко напомню, зачем бизнесу бюджетирование, кому и когда внедрение этого инструмента управления будет полезно.

7 преимуществ и 7 недостатков бюджетирования, которые расставят точки над «i», и заставят вас занять одну из сторон: «делаю» или «не делаю». ©️ Инвестиционный комитет 2023.
7 преимуществ и 7 недостатков бюджетирования, которые расставят точки над «i», и заставят вас занять одну из сторон: «делаю» или «не делаю». ©️ Инвестиционный комитет 2023.
Кратко представлюсь для тех, кто сейчас впервые на моем канале: финансовый аналитик CIMA, 15 лет работал в компаниях из списка РБК-500, где управлял денежными потоками на ₽ 6 млрд/год. 4 года развивал свой бизнес.

Цели бюджетирования

Основная задача бюджетирования — определить суммы планируемых доходов и расходов, а также обеспечить, чтобы фактические показатели соответствовали плановым.

Кроме основной задачи, бюджет выполняет несколько очень важных целей:

  • Планирование
  • Контроль и оценка
  • Координация
  • Коммуникации
  • Мотивация
  • Наделение полномочиями

❇️ Планирование

Бюджеты заставляют планировать. Процесс бюджетирования дает возможность руководству смотреть вперед, устанавливать целевые показатели, предвидеть проблемы, определять цель и маршрут движения для компании. Без бюджетирования операционные проблемы могут занять до 99% внимания руководства, не давая ему возможности приступить к планированию параметров будущей деятельности.

❇️ Контроль и оценка

Раз бюджет подразумевает планирование, значит, можно сравнить фактические результаты с плановыми. Результаты, не соответствующие бюджету, должны дополнительно изучаться и корректироваться. Эффективность руководителя и менеджера часто измеряется через оценку выполнения ими бюджетных показателей.

❇️ Координация

С помощью бюджете можно объединить и согласовать деятельность разных частей организации. Без какого-либо дополнительного руководства менеджеры могут принимать решения по собственному усмотрению, и при этом будут действовать в финансовых интересах организации. Правильно настроенная система бюджетирования помогает координировать различные виды деятельности компании и обеспечить их гармонизацию. Также это важный метод, который позволяет преобразовать долгосрочные стратегии в краткосрочные планы

❇️ Коммуникации

Бюджеты сообщают менеджерам цели. Это способ для руководства транслировать свои ожидания руководителям среднего звена так, чтобы все могли четко и недвусмысленно понять их, и скоординировать свои действия для их достижения.

❇️ Мотивация

Бюджет может быть полезным инструментом для влияние на поведение менеджеров и мотивации менеджеров действовать в соответствии с целями организации.

❇️ Наделение полномочиями

Бюджет с одной стороны формально разрешает менеджерам действовать в рамках лимитов, а с другой стороны устанавливает четкие цели по генерации денежных потоков (для центров выручки и прибыли).

7 преимуществ бюджетирования

✅ Бюджеты помогают обеспечить соответствие действий организации её целям, и быть уверенным, что эти цели доведены до сведения всех сотрудников.

✅ При подготовке бюджета руководство анализирует будущие перспективы и потенциальные изменения бизнес-окружения.

✅ Если организации готовят бюджет, значит они будут лучше подготовлены к изменениям, и смогут заблаговременно иметь план решения возникающих проблем.

✅ Бюджеты заставляют руководство анализировать себестоимость и рентабельность продукции, департаментов, процессов.

✅ Это в свою очередь, может мотивировать руководство проанализировать добавленную стоимость этих продуктов, департаментов или процессов.

✅ Бюджеты помогают улучшить процесс принятия решений о распределении ресурсов и денежных средств, а также финансировании и инвестициях.

✅ Сам факт наличия бюджетов облегчает оценку эффективности деятельности, например, с помощью анализа отклонений.

С преимуществами по большей части разобрались, перехожу к недостаткам:

7 недостатков бюджетирования

⭕️ Подготовка бюджетов может потребовать значительного времени и отвлекать сотрудников от выполнения основных бизнес-функций.

⭕️ Прогнозирование будущих изменений носит крайне субъективный характер и зависит от способности составителя бюджета строить максимально точные прогнозы.

⭕️ Бюджеты могут привести к возникновению конфликтов и барьеров между держателями бюджетов, а не способствовать обмену знаниями и координации деятельности.

⭕️ Использование бюджетов может привести к чрезмерной сосредоточенности на достижении краткосрочных результатов, когда, например, когда ради сокращения бюджета «режутся» активности, не приносящие видимых дивидендов в режиме «здесь и сейчас».

⭕️ Бюджеты направлены на получение финансовых результатов, а не на реализацию более широких мер по достижению успеха, таких, как повышение удовлетворенности клиентов, качества услуг и т.д.

⭕️ Наличие бюджетов может привести к тому, что менеджеры будут тратить средства, заложенные в бюджет, даже если эти траты не являются обязательными, чтобы избежать сокращения бюджета в следующем периоде.

⭕️ Использование бюджетов может привести к тому, что сотрудники сосредоточатся на выполнении целевых показателей, а не на том, чтобы превысить их, или отреагировать на меняющиеся потребности рынка.

Теперь вы знаете о бюджетах всё очень многое 🙂. Как минимум, теперь у вас достаточно информации, чтобы принять решение относительно того, чем для вашей организации является бюджетирование — палочкой-выручалочкой, или еще одной гирей на ноге.

В управлении по бюджетам нет абсолютных истин – каждый бизнес самостоятельно принимает решение о том, как использовать этот инструмент. Бюджетирование может стать мощным оружием для достижения финансовых целей и контроля над финансовыми потоками. Однако, оно также может оказаться источником проблем и ограничений, если не используется правильно.

Итак, когда речь идет о бюджетировании, будьте готовы к высокому качеству планирования, прозрачности и контролю, но не забывайте о потенциальных недостатках, таких как ограничения гибкости и возможные ошибки в прогнозировании.

Ну как, теперь у вас сложилась картина? Готовы назвать в комментариях, к какому мнению вы склоняетесь? Какое преимущество для вас самое ценное? А, может быть, какой-то один единственный недостаток перечеркивает все преимущества? Делитесь вашим мнением в комментариях!

Кстати. Если ваша чаша весов склонилась в сторону «делать», вам будет полезно узнать, с чего начать бюджетирование на примере предприятия ↓↓↓

•••••

(с) https://morozovmihail.ru/

•••••