В природе есть такое правило: если существует какое-то органическое вещество, которое никем не используется для питания, всегда найдётся кто-то, кто научится его потреблять. Вот, например, морские донные беспозвоночные. Тихо копошатся на дне, кушают друг друга, а иногда и их самих ест какая-нибудь рыба…
Но есть претенденты на такое количество биоорганики гораздо более солидные, чем треска или какая иная рыбина. Как только в морях стали жить позвоночные животные, среди них то и дело появляются любители поживиться бедными беспозвоночными. Да так, чтобы зачерпнуть побольше и насытиться вдоволь (здесь, конечно, не идёт речь о любителях ресторанных устриц и лангустов). А на гарнир на мелководье и водорослей предостаточно. О таких морских гурманах пойдёт речь в этой статье.
Знакомьтесь, десмостилии. Звери эти жили в кайнозойских морях приблизительно 30-5 млн. лет назад, а, возможно, и выбирались на берега северной части Тихого океана как с азиатской, так и с североамериканской стороны.
Внешне они напоминали нечто среднее между бегемотом и дюгонем. Судя по скелетам, это были грузные животные длиной от метра с небольшим до почти 3-4 м, как один из самых крупных десмостилий – бегемотопс (Behemotops). Конечно, трудно представить их в роли активных хищников!
До сих пор не совсем понятны их пищевые предпочтения. Ясно, что в трапезу десмостилий входили, как сейчас говорят, морепродукты. Но какие: беспозвоночные животные или водоросли?
Прежде чем схлестнуться в праведном споре со сторонниками того или иного научного мнения, давайте рассмотрим особенности зубов десмостилий. Вперёд торчали резцы и клыки, но это не было орудием нападения – такими зубами особо не повоюешь, а вот взрыхлить ими дно можно. Коренные зубы немного напоминали зубы слонов и мамонтов. Они выглядели как трубки с толстыми слоями эмали. Ими можно было перетирать собранное на дне, в том числе беспозвоночных или водные растения.
И вот оказалось, что следов перетирания жестких раковин на коренных зубах нет, однако нельзя сказать, что зубы вообще не тронуты многолетней работой по измельчению еды.
Один из последних найденных десмостилий, Уналашкастилюс (Ounalashkastylus), имел на своих зубах признаки стёртости. Значит, что-то, всё же, жевал, а не просто втягивал водоросли или мягкотелых беспозвоночных из ила. В общем, «наука ещё пока не в курсе дела». И, как известно, «в споре рождается истина»!
А поспорить относительно десмостилий можно не только про их диету. Эти млекопитающие, в связи со спецификой строения тела, выделены в отдельный отряд. Это уже показатель того, что они были очень своеобразными животными, которые не вписываются ни в один из отрядов млекопитающих.
По строению и особенностям смены зубов десмостилии напомнили палеонтологам хоботных. Их пытались роднить с копытными, сиренами и даже однопроходными! Предлагали десмостилий даже в качестве предков хоботных. Но, как ни крути, бегемотопса, всё равно слон из него не получается! Происхождение и родство десмостилий до сих пор остаётся туманным.
Итак, примерно 6-5 миллионов лет назад десмостилии полностью вымерли. Что послужило причиной такого финала? Вероятно, причин было несколько. С одной стороны, климат Земли постепенно становился холоднее, тем более Северной Пацифики. Во-вторых, десмостилий могли потеснить конкуренты – сирены. То есть сородичи стеллеровой коровы повлияли на вымирание целого отряда морских млекопитающих. А саму стеллерову корову уничтожил человек, но уже не за тысячи лет, а гораздо быстрее.
Автор: Алексей Пахневич