И вновь приветствую Вас, уважаемые любители книжных приключений, где под сенью парусов посреди безбрежного океана рекой льются ром и кровь, чёрные стрелы летят из дремучей чащи леса и разят наповал, слышен запах верескового мёда, доктор Джекилл пытается одержать верх над мистером Хайдом и принц Бакардии разыскивает в "Клубе самоубийц" "Алмаз Раджи".
В детстве я постоянно читал и естественно менял книги. Мне крайне редко не удавалось что то выменять, а из того, что не удалось выменять запомнились собрание сочинений Артура Конан Дойля 1966 года и собрание сочинений Роберта Льюиса Стивенсона 1967 года. До сэра Конан Дойля я пока так до сих пор и не добрался, а вот со Стивенсоном мне повезло.
Одно из ведущих советских издательств с характерным названием "Правда" было известно своей массовостью даже в дефицитные советские годы. Уверен, что в любой домашней библиотеке, в которой ещё остались книги времён СССР точно найдётся хотя бы одно собрание сочинений, выходившее вплоть до 1991 года в серии "Библиотека "Огонёк". В этой серии ежегодно выходили собрания сочинений различных жанров, включая приключения и фантастику. При одинаковых тиражах популярность различных авторов естественно была разной. Если сейчас некоторыми собраниями сочинений буквально забиты полки букинистических магазинов, а в "Книжном приюте" они иногда в наличии целыми десятками, то отдельных авторов в "Огоньке" что раньше, что сейчас днём с огнём не сыскать.
Иногда же издательство "Правда" могло особенно сильно порадовать своих читателей. Именно так и произошло, когда в 1967 году было выпущено собрание сочинений Р.Л. Стивенсона в 5 томах.
Это был действительно очень приятный подарок. Первое в Советском Союзе собрание сочинений, в котором были собраны самые известные произведения писателя вышло тиражом 300 тысяч экземпляров и распространялось по подписке среди тех, кто сумел подписаться на журнал «Огонёк».
Серия получилась очень солидной, качественно изготовленной и красиво оформленной. Обложки и корешки синего цвета прекрасно сочетались с золотым тиснением букв с затейливыми вензелями и рисунком в виде парусника, а внутренние цветные иллюстрации художника Саввы Бродского погружали нас в мрачный мир викторианской эпохи.
В своих иллюстрациях художник, на мой взгляд весьма точно и очень тонко подметил не только атмосферу того времени, но и передал саму сущность героев тех произведений.
Роберт Льюис Стивенсон за свои 44 года жизни фактически сумел заново возродить жанр литературных приключений, причём писал он не о глобальных событиях, происходивших в те далёкие времена, а о людях, для чьих судеб эти события были лишь фоном. Разнообразие же жанров его произведений от рыцарских романов до баллад и мистической фантастики, а также их стилей только подчёркивает его несомненный талант.
Его произведения популярны до сих пор, большинство из них известны практически всем, читающим книги или, по крайней мере знакомым с их многочисленными экранизациями.
На мой взгляд, собрания сочинений, подобные этому, должны выглядеть именно так, со всеми этими вензелями и прочими "украшательствами" от которых так настойчиво пытались избавиться идеологически правильные издатели Советского Союза и прекрасно, что именно в таком виде классика жанра приключений в авторстве Роберта Льюиса Стивенсона по сей день занимает достойное место на наших книжных полках.