Найти в Дзене
Sovetika

«Уже зовёт в меня в полёт мой дельтаплан…» - «За рубежом! Срочно в номер!»

События 60 – 45-летней давности - как об этом писала газета «За рубежом» и как актуальные для того времени вопросы решаются сегодня - в рубрике «За рубежом! Срочно в номер!». «Уже зовёт в меня в полёт мой дельтаплан…» В номере 3 (760) газеты «За рубежом» за 1975 год описывается опыт человека, отправившегося в полёт на персональном аппарате без двигателя – крыле Рогалло. «Вот оно: я лечу, один, в тишине, у меня есть крылья, послушные, как собственные руки. Я парю между небом и землёй, удивляясь, что ощущаю себя в полной безопасности, хотя и подвешен к воздушному змею на высоте, должно быть, метров четыреста. Мои ноги свободны, руки крепко сжимают руль-трапецию, страховочный ремень обвивает талию. Я стал человеком-птицей», – так описываются личные ощущения пилота от преодоления гравитационных сил. Управлять таким устройством, как утверждает автор, может любой здоровый человек. Тем не менее, он справедливо замечает, что для этого нужно хорошо понимать и ловить воздушные потоки: «Вот я поп

События 60 – 45-летней давности - как об этом писала газета «За рубежом» и как актуальные для того времени вопросы решаются сегодня - в рубрике «За рубежом! Срочно в номер!».

«Уже зовёт в меня в полёт мой дельтаплан…»

В номере 3 (760) газеты «За рубежом» за 1975 год описывается опыт человека, отправившегося в полёт на персональном аппарате без двигателя – крыле Рогалло.

«Вот оно: я лечу, один, в тишине, у меня есть крылья, послушные, как собственные руки. Я парю между небом и землёй, удивляясь, что ощущаю себя в полной безопасности, хотя и подвешен к воздушному змею на высоте, должно быть, метров четыреста. Мои ноги свободны, руки крепко сжимают руль-трапецию, страховочный ремень обвивает талию. Я стал человеком-птицей», – так описываются личные ощущения пилота от преодоления гравитационных сил.

Управлять таким устройством, как утверждает автор, может любой здоровый человек. Тем не менее, он справедливо замечает, что для этого нужно хорошо понимать и ловить воздушные потоки: «Вот я попадаю в восходящий поток и обретаю невесомость, а теперь выхожу из него и падаю, падаю метров тридцать, но вот новый поток, он увлекает меня в сторону. Надо быть поэтом или музыкантом, чтобы выразить все те чувства, которые испытываешь в свободном полёте».

В опубликованной статье рассказана история изобретений в области летательных аппаратов. В тексте она берёт отсчёт с чертежей Леонардо да Винчи, который изобразил устройство с машущими крыльями.

Через три с половиной века после разработок знаменитого итальянца основным направлением в авиации стало жёсткое крыло – оно пришло на смену идее махолёта. В 1880-х свой моноплан представил американец Джон Монтгомери – полёт продлился несколько метров. Немецкий пионер авиации Отто Лилиенталь успешно проектировал и испытывал свои планеры, пока 9 августа 1896 года не случилась трагедия – из-за порыва ветра он упал с высоты 15 метров, получил серьёзную травму и погиб на следующий день. За свою жизнь он разработал, сконструировал и испытал 18 аппаратов.

Эксперименты продолжили братья Райт из США. Они пользовались работами своего немецкого предшественника и других пионеров авиации, но в то время, когда другие экземпляры не обладали подходящими средствами управления полёта, братья Райт были уверены, что именно в них кроется успех – методы, завязанные на перемещении веса тела самого пилота их не устраивали. Наблюдая за птицами, которые поворачивали в полёте благодаря изменению угла окончаний своих крыльев, Райт создали метод перекашивания крыла, который должен был позволить маневрировать в полёте и восстанавливать равновесие аппарата при порыве ветра. И хотя другие изобретатели тоже предлагали свои идеи в этом направлении, именно двум американским братьям удалось показать на практике систему управления самолётами по крену. Они также установили руль высоты перед крыльями, а не позади, предполагая, что это поможет избежать трагедии подобной той, в которой погиб немецкий инженер.

«Но только во второй половине ХХ столетия человек получил, наконец, возможность летать на «своих» крыльях, без двигателя», – уточняет автор статьи, напечатанной в 1975 году.

В 1948 году Фрэнсис Рогалло со своей женой Гертрудой изобрели дельтавидное крыло с коническим изгибом, которое обеспечивало устойчивость в воздухе.

Через 23 года покорение воздушных пространств уже стало предметом соревнований: «Спортом полёты на воздушных змеях стали совсем недавно, с 1971 года, когда австралиец Дэйв Килбурн придумал исключительно эффективное средство управления полётом змея: руль в форме трапеции, жёстко соединённый с несущей планкой аппарата».

-2

История полётов похожа на фантазии древних людей о преодолении земного притяжения – как в случае со знаменитым Икаром, реальные испытания тоже нередко заканчивались трагедиями, но при этом имели гораздо больше оптимистичного опыта.

Учёный Аббас ибн Фирнас считается автором первых в мире парашюта и дельтаплана. Он сконструировал крылья из ткани и перьев. Они были похожи на зонт. Вооружившись своим изобретением, испытатель спрыгнул с башни. К счастью, он получил только незначительные травмы. Спустя 12 лет Аббас собрал конструкцию, уже напоминающую современный дельтаплан – это был каркас с перьями и шёлком. Спрыгнув с ним с высоты холма, Джабаль аль-Арус оседлал потоки воздуха и полетел. При приземлении аппарат вместе с пилотом рухнул на землю. Травмы оказались серьёзными - изобретатель повредил себе спину. В дальнейшем он предполагал, что проблему жёсткой посадки можно решить, добавив аппарату хвостовую часть. И хотя источников, которые могли бы подтвердить полёт, совершённый в IX веке, мало, имя Ибн Фирнаса вошло в историю. На Луне в его честь назван кратер, а в Багдаде – аэропорт, что очень символично.

Сейчас соревнования по полётам проводятся в разных дисциплинах по всему миру, для самых отчаянных любителей экстрима появился вингсьют или костюм-крыло – особый «наряд» с перепонками, который позволяет управлять потоками воздуха собственным телом.

Впервые подобное изобретение опробовали 4 февраля 1912 года – австрийский портной Франц Райхельт создал «плащ-парашют», добился разрешения на испытание на Эйфелевой башне, но использовал для этой безумной цели не манекен, а себя. Его парашют не раскрылся.

Меньше, чем 40 лет смертность, вызванная использованием костюмов, привела к тому, что американская федерация парашютного спорта запретила их испытания. Этот запрет действовал до конца 1980-х.

В 1990-х наконец появился современный костюм-крыло – его придумал француз Патрик де Гайардон. В нем было три двухслойных крыла между руками и ногами, которые надувались при полёте. Для его создания, кстати, изучалась техника полёта белок-летяг. К сожалению, жизнь испытателя тоже оборвалась из-за несчастного случая – 13 апреля 1998 года он пытался улучшить парашютную систему в вингсьюте. Изменения привели к отказу основного парашюта.

Сейчас инженеры по всему миру работают уже в другом направлении. Новый вид персональных полётов связан с развитием техники. На этот раз пилотов-энтузиастов тянут в воздух футуристические аппараты.

В 2008-м году компания Martin Jetpack (Новая Зеландия) представила свой джетпак или реактивный ранец, работа над которым шла 35 лет. В движение аппарат приводили два винта. Разработчики утверждали, что устройство создано для работы в спасательных операциях, например, при стихийных бедствиях. В этом на руку аппарату играли некоторые его особенности: вертикальный взлёт и посадка, лёгкая транспортировка на прицепах или грузовиках, использование простого автомобильного топлива.

Было указано, что новозеландские устройства могли разгоняться до 40 км/ч, летать до 30 минут и преодолевать расстояния до 20 км. Однако успехом разработка не пользовалась - Гленн Мартин, который начал работать над джетпаком ещё у себя в гараже в 1980-х, подал в отставку в 2015 году, а ещё через 4 года компания закрылась.

Сейчас разрабатываются устройства на любой вкус – летающие мотоциклы в стиле «Звёздных войн» или парящие доски прямиком из «Назад в будущее».

Компания Aerofex из Лос-Анджелеса с 2008 года работала над созданием ховербайка – мотоцикла, который работает на воздушных винтах. Высота полёта при этом небольшая, что сделано для безопасности пилота – она ограничена тремя метрами, а разгоняется устройство до 70 км/ч. Цена такого транспорта, кстати, составила 85 тысяч долларов. Учитывая, что Aero-X (так называется эта модель) предназначена для перевозки двух человек, то можно «скинуться» на покупку со своим другом и летать над всеми пробками города.

И хоть полёты в том или ином виде уже стали развлечением, пусть и очень нишевым, до массового производства всех этих удивительных аппаратов пока далеко. Как видно по краткой истории полётов, она часто сопряжена с трагедиями испытателей, так что торопиться внедрять научно-фантастический транспорт в нашу жизнь не стоит. В конце концов, сначала человечеству надо научиться грамотно пользоваться электросамокатами.

Материал и иллюстрации предоставлены изданием «За рубежом»

Посмотрите ещё:

Кино Филиппин бросает вызов Голливуду - «За рубежом! Срочно в номер!»
Sovetika27 июня 2023
Большая панда взывает о помощи - «За рубежом! Срочно в номер!»
Sovetika13 июня 2023

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ВЫ НЕ ПРОПУСТИТЕ НОВЫХ ВЫПУСКОВ. СМОТРИТЕ ДРУГИЕ НАШИ МАТЕРИАЛЫ.

ОБЯЗАТЕЛЬНО СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И КОММЕНТИРУЙТЕ НАШИ ПОСТЫ, ДЕЛАЙТЕ РЕПОСТЫ, ПИШИТЕ ВАШИ ВОСПОМИНАНИЯ И ДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ - ЭТО ВАЖНО ДЛЯ НАС!