(«Последняя жертва»)
Вадим Григорьевич Дульчин - молодой человек, возлюбленный Юлии Тугиной, тот, ради которого она приносит свои жертвы. Он же, по мнению Ирины Прибытковой, воплощает в себе «всё очарование» и внушает ей «бешеную страсть».
Когда-то давно довелось читать, что первый петербургский исполнитель Дульчина М.М.Петипа (сын великого балетмейстера) долго отказывался от роли, потому что не видел в ней ничего положительного и не хотел играть отъявленного мерзавца. Не знаю, так ли это на самом деле, но действительно, ничего хорошего в Дульчине найти не могу.
Вероятно, действительно красавец, умеющий произвести впечатление («Ах, какой мужчина!» - воскликнет купчиха Пивокурова), но и только - во всяком случае, то, что видим и слышим мы. И.С.Тургенев писал о лицах, которые «почти всегда возмущают мужчин и, к сожалению, очень часто нравятся женщинам». По-видимому, именно таким лицом обладал и Дульчин и уже поэтому никак не мог быть «безопасным» для Флора Федулыча.
Тем не менее, именно он сыграл роковую роль в судьбе Юлии Тугиной. Михевна бесхитростно расскажет историю их отношений: «Как жили мы тогда, вскоре после покойника, на даче, — жили скромно, людей обегали, редко когда и на прогулку ходили, и то куда подальше; тут его и нанесло, как на грех. Куда ни выдем из дому, все встретится, да встретится. Да молодой, красивый, одет как картинка; лошади, коляски какие. А сердце-то ведь не камень».
Кажется, ничего плохого не произошло: встретились двое, полюбили друг друга... Только почему вся родня Юлии так обеспокоена? Ведь Глафира Фирсовна прямо скажет: «Потому как нам, родственным людям, сраму от тебя переносить не хочется. Послушай-ко, что все родные и знакомые говорят!» А говорят совершенно определённое - «Не надёжен он, говорят, да и мотоват очень». И, конечно же, волнует всех родных, что «её угораздило такой хомут на шею надеть» и она «в приятеля своего много денег проживает».
Сама Юлия утверждает, что уже скоро у них свадьба, но от Михевны мы уже слышали: «Положили так, чтоб отсрочить свадьбу до зимы: ещё мужу год не вышел, ещё траур носила». Однако же «зима-то пришла, да и прошла, да вот и другая скоро придёт», «а он всё ещё в женихах числится». Но (очень важное добавление!) - «так она в него вверилась, и так расположилась, что стала совсем как за мужа считать. Да и он без церемонии стал её добром, как своим, распоряжаться. Что твоё, что моё, говорит, это всё одно». И она, свято веря ему, уже мечтает о счастливой жизни в его имении, даже не предполагая, что у него «было после отца имение, да давным-давно продано и прожито-с».
За красивой оболочкой, за красивым ухаживанием («А он, между тем временем, каждый день ездит к нам как жених, и подарки, и букеты возит»), кроется пустота мыслей и чувств...
И первое появление Дульчина покажет его нам, что называется, «во всей красе»: он, рассказывая о необходимости платить по векселю, практически запугивает влюблённую женщину: «Ведь меня арестуют!.. посадят в знаменитую московскую яму. Ведь это конец всякой репутации, всякого кредита». А его рассуждения - «Может быть, это образумит меня несколько, исправит. Ведь ты все-таки меня будешь любить, не разлюбишь за это?.. Одного только боюсь: потеряешь уважение к себе, потеряешь самолюбие. А без самолюбия легко сделаться грязным трактирным героем или шутом у богатых людей. Нет, уж лучше пулю в лоб» - направлены лишь к одной цели: «А коли, на твой взгляд, это уж очень страшно кажется, так ищи денег».
Кстати, среди прочего мы узнаём, что Юлия и без этого обеспечивает его всем: и за квартиру заплатила и с извозчиком за два месяца рассчиталась...
Он очень много говорит о самолюбии. А есть ли оно у него на самом деле? Может ли уважающий себя человек жить за счёт любящей женщины, более того, так упрашивать её достать денег: «Юлия, голубушка, попроси, спаси меня!.. Ты пококетничай с ним, я позволяю»? Ведь она идёт на это, осознавая: «Тяжело будет и стыдно, ох, как стыдно... Сколько стыда, унижения перенесёшь! Ведь это пытка!»
И, наконец, может ли уважающий себя человек, получив эти деньги и не застав дома кредитора, к которому ездил расплатиться, тут же проиграть их, а затем снова и снова играть и проигрывать? Ответ, по-моему, ясен.
Я не буду распространяться о моральных качествах человека, способного назначить дату свадьбы (по словам Юлии, они решили венчаться «в будущую середу», невеста уже и платье заказывает), а после отказаться от всего. Он потом будет размышлять: «Как ни толкуй, как ни поворачивай дело, а ведь я поступил с ней жестоко. Да, сумел я устроить свою жизнь, что ни шаг, то подлость», - и даже клясться: «Вот тебе честное, благородное слово, что это последняя низость в моей жизни. И я сдержу свое слово. Пора быть честным человеком!» Но чего стоят эти слова?
Великолепен, конечно, финал. Дульчин терпит, кажется, полный крах. Он даже вроде бы искренне переживает, услышав от Глафиры Фирсовны, что Юлия «к вечеру померла»: «Были в моей жизни минуты, когда я был гадок сам себе, но такого отчаяния, такого аду я ещё не испытывал; знал я за собой слабости, проступки, оплакивал их, хоть и без пользы… а уж это ведь преступление! Ведь я… ведь я — убийца!» Но вот она появляется - и вся его мелкая душонка снова показывает себя: «Твоя любящая душа все простит, и ты опять будешь любить меня и приносить для меня жертвы». «Приносить для меня жертвы» - вот что главное!
А затем, после ухода «статуи Командора», вроде бы намерение застрелиться: «Прощай, жизнь! Без сожаления оставляю я тебя, и меня никто не пожалеет; и ты мне не нужна, и я никому не нужен», - но тут же: «Вот ещё денег немножко, остатки прежнего величия. Зачем они останутся? Не прокутить ли их, или уж не затягивать?» (конечно, юмора подбавят и слова Глафиры Фирсовны «Что, батюшка? Да ты застрелился или нет ещё?») и найденный выход: «Сватай мне вдову Пивокурову!»
************
В комментариях я уже встречала отзывы об исполнителях роли Дульчина. Наверное, далеко не все со мной согласятся, но всё же хочу сказать, что из виденных мной мне по-настоящему не понравился никто. Не очень хорошо помню, кого видела в Малом театре (вот всех исполнителей помню, кроме него!) В фильме Тодоровского играл О.А.Стриженов - актёр, которого я вообще-то очень люблю, но здесь, по-моему, не получилось: и возраст уже не тот, и жизнью явно потрёпан, да и благородства ему прибавили, заставив от взятки отказаться (хотя кто и за что подлинному Дульчину её предложил бы?)
В телеспектакле «Попечители» сыграл О.И.Янковский. Вот тут, для меня, всё наоборот - понимаю огромный талант артиста, однако не очень люблю. Дульчин у него мне представляется слишком расчётливым и умным: не могу представить, как такой Вадим Григорьевич вообще дошёл до такого состояния, как в пьесе, и, тем более, поверил в россказни о приданом Ирины.
Не нашла фотографий Дульчина - Петипа, только снимок артиста примерно того времени, когда он играл эту роль. Внешне, пожалуй, подходит больше всех...
************
Вынуждена вернуться к тому самому комментарию, о котором писала в предыдущей статье, где Дульчин назван «наркоманом от игры и бисексуалом» (с «наркоманом», пожалуй, согласиться можно), потому что он неожиданно нашёл поддержку, - уже у другого комментатора я прочитала язвительный вопрос: «Отношения Дульчина и Дергачёва - "дружба"?» Конечно, это не дружба. Но отнюдь и не то, что имеет в виду спрашивающий. Дергачёв, как мне представляется, - один из тех «прилипал», которые находятся при людях, «сорящих деньгами». Видимо, так было принято. Вспомним слова Несчастливцева «Когда у меня деньги, я кормлю на свой счет двух-трёх таких мерзавцев, как Аркашка». Относится Дульчин к Дергачёву явно презрительно, а тот то выпрашивает у него рубль-другой, то к Юлии «раза два, было, сунулся... думает и закусить, и винца выпить». Уж не знаю, как можно здесь увидеть что-то интимное... Правда, видимо, скоро для некоторых людей любое проявление дружбы станет казаться каким-то извращением. А я только вспоминаю слова из старой песни «Мне известна давно бескорыстная дружба мужская»- наверное, и их будут воспринимать как намёк на что-то предосудительное...
Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь
"Путеводитель" по пьесам Островского здесь