Найти тему
Засечная черта

Край забытой истории (часть 1)

Оглавление

Эта серия статей посвящается истории моей малой родины - Пензенской области и городу Пенза.

Также как и вся история народов Русской равнины, летопись этноистории Поволжья намерена искажена, перепутана и заретуширована до невозможности. Поскольку я, как и вы, мои уважаемые читатели, ни учёный-историк, ни археолог, ни генетик, то мои рассуждения носят сугубо логический и предположительный характер.

Однако за неимением этой самой составляющей в российской историографии вообще и этноистории Русской равнины в частности, я намерен довольствоваться тем, что есть. Тем более, что мои мысли, догадки и версии в значительной степени совпадают с трудами некоторых неформатных учёных, нашедших в себе смелость пойти против мейнстрима научного сообщества.

Для наиболее успешного понимания моих путанных и дилетантских записок, рекомендую к прочтению статьи по теме: Аборигены Русской равнины — кто они? / Родина человечества и кто такие арии? / Чей был Крым в древности? / Русский каганат / Русы на Кавказе — очень древняя история.

Приволжская лесостепь

Когда-то давным-давно, в пору моей молодости, мне довелось повстречаться с дедушкой, специалистом по отопительным системам. Он был выпускником Московского института теплотехники и был явно более образованным, чем обычного уровня простой инженер. Мы ехали на объект на машине и он развлекал нас своими рассказами.

Развлекал - не правильное слово, он пытался передать малую толику своих знаний, в том числе об истории края. Я тогда первый раз услышал от него, что наш регион был вотчиной степняков и входил в так называемое Дикое поле. Несмотря на то что я уже начал интересоваться историческими фактами, но мысль о степняках-кочевниках в сугубо земледельческом регионе, показалось мне поначалу смешной.

Но дедушка был не из тех, кто пытается насмешить собеседников и его слова здОрово въелись мне в память. После того краткого разговора, все утверждения и уверения о исконном финно-угорском населении Среднего Поволжья, чувствуя в этом полуправду, уже не принимались мной на веру. Но только спустя многие годы смогу изложить свою версию этнической принадлежности древнего населения территории современной Пензенской области.

Не секрет, что ландшафт местности со временем меняется, порой до неузнаваемости. Засушливые периоды, по утверждениям учёных, бывали настолько длительными, что иногда приводили к переселению целых культурных общностей с насиженных и обжитых мест. Пензенская область и в настоящее время не изобилует лесными массивами, а древние времена и подавно.

карта растительности Пензенской области
карта растительности Пензенской области

Дело в том что многие из современных лесов, в особенности хвойных, были высажены в новейшей истории. Делалось это, как раз для смягчения природно-климатических условий и придания региону возможности устойчивого земледелия на плодородных степных землях. Если посмотреть на карту растительности, то можно живо представить, как выглядел регион в древности: зелёные оазисы располагались в поймах и вдоль русел рек.

Другими словами, подавляющая часть территории была охвачена степью, местами переходя в лесистые долы и овраги. В таких условиях, говорить о главенстве охотников-собирателей, которыми были уральские народы (согласно давнишней традиции преклонения перед Западом называемые финно-угорскими), представляется весьма опрометчивым.

Жили-были...

Это места степняков. И вероятно, первой из доподлинно известных культур на здешней местности была Ямная. Состоящая главным образом из восточно-европейских охотников-собирателей, жителей степи и лесостепи, основными носителями которой являлись представители гаплогрупп R1b и R1а. Она доминировала в период с 3600 до 2300 года д н.э.

На просторах евразийских степей около III тыс. лет до н.э. её сменила Фатьяновская культура, основными носителями которой являлись те же представители гаплогруппы R1а, но с другим субкладом Z93. Пришедшие с территории Центральной Европы племена, являлись по крови дальними родственниками проживавших здесь ямников.

Пензенская лесостепь, все насаждения и водоём на фото - рукотворные
Пензенская лесостепь, все насаждения и водоём на фото - рукотворные

Часть переселенцев, в итоге, осталась на Русской равнине составлявшей центр популяции. а другие части разошлись "звездой" во все стороны. Те что ушли на восток, стали впоследствии известны нам, как арии и скифы. А что же уральцы? Они примерно в тот же период с фатьяновцами, пришли на северо-восток современной России с севера Урала.

Современные генетические исследования Русского Севера и населения Великого Новгорода подтвердили этот факт (Волосовская культура). Но оттуда далековато до Среднего Поволжья, чтобы дойти до него, уральцам пришлось постепенно сместиться на юго-восток. Примерно там и находят памятники Городецкой культуры (VII век до н.э. - II век н.э. ), вдоль течения Волги и по рекам в неё впадающим.

В эпоху «великого переселения народов» (ΙV – VΙ века н.э.) городецкое население, видимо, было вытеснено с территории Нижнего и Среднего Поволжья в северные лесостепные и лесные районы. В Дикую степь пришли объединённые племенные союзы гуннов и аланов. Что интересно, степная компонента населения региона, по-видимому осталась на своих местах, образовав народность буртасов.

Ещё до расселения древнемордовского народа, в Среднем и Нижнем Поволжье процветала Срубная культурно-историческая общность (XVI - XII века до н.э.), основными носителями которой являлись представители гаплогруппы R1а - Z280, то есть предки современных русских. Здесь нет противоречия со степными условиями проживания.

заповедники лесостепи на территории Пензенской области
заповедники лесостепи на территории Пензенской области

Считается, что изменение климатических условий, истощение природных ресурсов и перенаселение привели к резкому сокращению численности населения и культурной трансформации племён срубной общности. Им на смену пришли скифы. Последние исследования археологов и генетиков, расширили понимание разнообразия скифских племён.

Нашлись научные подтверждения того, что часть их вела вполне себе осёдлый образ жизни (подробнее рассказывал в посте Необычные скифы донских степей). Это подтверждает летописные источники о тесном взаимодействии степняков с осёдлым населением на границе лесостепи. Взаимном перенятии обрядов, традиций, перекрёстных браков и так далее.

Именно на тот период и приходятся первые упоминания о буртасах. Первое письменное известие о мордве, относящееся к VΙ веку, содержится в сочинении гетского историка Иордана. Это время усиления угорских кочевников волжского левобережья и образования Русского каганата в степях Подонья, который связывают с Салтово-Маяцкой культурой.

Несмотря на то, что ядро её располагалась гораздо южнее, влияние распространялось на многие окружающие территории. Её считают крупнейшей и самой развитой в технологическом плане европейской культурой того времени. Расцвет ремесленных городищ и Волжско-Балтийского торгового пути. Но многое изменилось в конце IX века, в результате войны Русского и Хазарского каганатов.

Продолжение читайте в следующей статье...

Каталоги публикаций: Альтернативная История - полный каталог статей и Добро пожаловать или посторонним В.

Копирование текста, только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия.

Моё сообщество ВКонтакте - «Великая Евразия». Немного другая история...

Рекомендую к прочтению мою первую книгу "Вера наших предков. Неизвестные страницы". Она издана в электронном виде изданием Ridero, поступила в продажу в магазины Ozon / Wildberries и AliExpress, где возможна услуга "печать по заказу".