Разумеется, не каждый социологический опрос формирует общественное мнение. Сам по себе социологический опрос - это метод, позволяющий узнать, что творится в общественном сознании, какие темы актуальны для общественного мнения, чем живет и что чувствует избиратель. Но была замечена интересная особенность - опрос, опубликованный в СМИ или иным образом обнародованный, не просто сообщает результаты исследования, но становится фактором, влияющим на мнения многих людей.
В основе данного факта лежит феномен социального подражания: "если большинство думает определенным образом, то я буду придерживаться мнения большинства". Заметив данную особенность, политтехнологи стали использовать опросы не только как исследовательский инструмент. Такие опросы получили название "формирующие".
Можно привести несколько видов подобных опросов, которые различаются в зависимости от цели. Например, если кандидат совершенно неизвестен избирателям, вполне можно провести под видом социального опроса распространение информации о нем. Это будет эффективнее простой рекламы, потому что информация будет подаваться в скрытом виде, и имя кандидата будет, к тому же, связанно с популярными политиками. Вопрос можно сформулировать приблизительно так: "За кого вы проголосуете, если выборы состоятся в эти выходные: за действующего губернатора или Иванова?" И вот совершенно неизвестного кандидата уже вынуждены сравнивать с действующим губернатором!
А теперь давайте представим, что общественное мнение складывается не в пользу кандидата. И стоит задача переломить ход естественных событий. Одним из способов может стать проведение социологического опроса, в котором нужная вам тенденция будет показана с наиболее благоприятной стороны, а пул уважаемых экспертов и блогеров распространят результаты опроса и дадут нужный комментарий к нему. Ведь значительная часть избирателей, как мы помним, склонна придерживаться мнения большинства.
Одним из самых экзотических, но действенных способов является всем известный метод использования формирующего опроса под видом экзит-пола. Всем известно, что в за 2 дня до выборов назначают "день тишины", когда запрещена любая агитация за кандидатов. Сам по себе экзит-пол подразумевает опрос человека, выходящего с избирательного участка. Но кто запретить исследователю спросить только пришедшего на голосование и напомнить вопросом об определенном кандидате?
Это далеко не полный перечень возможностей формирующих опросов: все ограничивается креативным подходом политтехнолога и уголовным кодексом, запрещающим распространять откровенно фейковую информацию под видом социологических опросов.