Исследователь из Нотр-Дама советует нам преодолеть волнение и изучить, как виртуальная реальность может повысить эффективность ученых. Однако для того, чтобы использовать эти преимущества, исследователям необходимо тщательно разработать стратегию и обойти возможные недостатки.
В 2021 году Facebook вывел термин «метавселенная» на передний план интернет-дискурса, переименовав себя в Meta и объявив о плане создания «набора взаимосвязанных цифровых пространств, которые позволят вам делать то, что вы не можете делать в физическом мире». С тех пор метавселенную называли по-разному. Некоторые люди видят в этом «будущее Интернета», в то время как другие отвергают его как «аморфную концепцию, которая на самом деле никому не нужна».
Для Диего Гомеса-Сара, доцента кафедры компьютерных наук и инженерии Университета Нотр-Дам, метавселенная — это нечто иное: инструмент для улучшения науки.
В статье, недавно опубликованной в журнале Nature Human Behavior, Гомес-Зара утверждает, что ученые должны использовать метавселенную для исследований, а также защищаться от потенциальных опасностей, связанных с работой в виртуальной реальности.
Виртуальные среды, реальные преимущества
Вместе с соавторами Питером Шиффером (факультет прикладной физики и факультет физики Йельского университета) и Дашуном Вангом (Инженерная школа Маккормика, Северо-Западный университет) Гомес-Зара определяет метавселенную как виртуальное пространство, где пользователи могут взаимодействовать в трехмерной среде и предпринимать действия, влияющие на внешний мир.
Исследователи говорят, что метавселенная принесет пользу науке по четырем основным направлениям.
Во-первых, это могло бы устранить барьеры и сделать науку более доступной. Чтобы понять эти возможности, говорит Гомес-Сара, нам не нужно строить догадки о далеком будущем. Вместо этого мы можем указать на то, как исследователи уже начали использовать виртуальные среды в своей работе.
Например, в Школе фармации Университетского колледжа Лондона ученые сделали цифровую копию своей лаборатории, которую можно посетить в виртуальной реальности. Эта цифровая копия позволяет ученым в разных точках мира встречаться, сотрудничать и вместе принимать решения о том, как продвигать исследовательский проект.
Точно так же виртуальный лабораторный тренинг, разработанный Центрами по контролю и профилактике заболеваний, учит молодых ученых в разных местах определять части лаборатории и даже проводить экстренные процедуры.
Этот пример показывает второе преимущество: улучшение преподавания и обучения.
Гомес-Зара объясняет: «Для того, кто учится на хирурга, очень трудно выполнить процедуру в первый раз без каких-либо ошибок. И если вы работаете с реальным пациентом, ошибка может быть очень вредной. Экспериментальное обучение в виртуальной среде может помочь вам попробовать что-то и совершить ошибки на этом пути без вредных последствий, а свобода от вредных последствий может улучшить исследования и в других областях».
Гомес-Зара также работает с командой в Лаборатории виртуальной реальности Нотр-Дама, чтобы понять третье потенциальное преимущество, связанное с социальной стороной науки. Исследовательская группа изучает влияние онлайн-среды на рабочие процессы команды. Они считают, что виртуальные среды могут помочь командам сотрудничать более эффективно, чем видеоконференции.
«После пандемии мы все стали комфортно проводить видеоконференции, — говорит Гомес-Сара. «Но это не значит, что видеозвонок является наиболее эффективным инструментом для любой задачи. Особенно для интенсивных социальных мероприятий, таких как тимбилдинг и инновации, виртуальная реальность является гораздо более близкой копией того, что мы имели бы в автономном режиме, и может оказаться гораздо более эффективной».
Гомес-Зара говорит, что метавселенная также может быть использована для создания совершенно новых экспериментальных сред.
«Если вы можете получить данные и изображения откуда-то, вы можете создать виртуальную копию этого места в виртуальной реальности», — объясняет Гомес-Сара. Например, по его словам, у нас есть изображения Марса, сделанные спутниками и роботами. «Они могут быть использованы для создания версии виртуальной реальности среды, где ученые могут испытать, что это такое. В конце концов, они могут даже взаимодействовать с окружающей средой на расстоянии».
Возможные подводные камни
Гомес-Зара подчеркивает, что реализация всех преимуществ метавселенной также потребует от нас избежать нескольких ловушек, связанных с ней.
По-прежнему существуют препятствия для использования виртуальной реальности. Очки виртуальной реальности и сопутствующее оборудование, хотя и становятся все более доступными, по-прежнему требуют значительных инвестиций.
Этот вопрос связан с более масштабным: кому принадлежит метавселенная? В настоящее время несколько технологических компаний контролируют метавселенную, но Гомес-Зара отмечает, что были призывы к агентствам и другим лицам, поддерживающим исследования, инвестировать в создание открытой, общедоступной метавселенной. В то же время, по его словам, исследователям важно продумывать вопросы собственности и конфиденциальности каждый раз, когда они работают в метавселенной.
Тем не менее, его общее послание обнадеживает. «Мы по-прежнему склонны ассоциировать метавселенную с развлечениями и непринужденной социализацией. Из-за этого все слишком легко отмахнуться», — говорит он. «Но посмотрите, как быстро мы все адаптировались к технологиям, которые редко использовали до пандемии. То же самое может быть и с метавселенной. Нам нужно, чтобы исследовательское сообщество изучило это. Это лучший способ спланировать риски, а также признать все возможности».