Родилась в разгар коронавируса, собрала инвестиции, почти вышла за рубеж, пережила кризисный 2022 год, переродилась и оказалась таким желанным и нужным импортозамещающим сервисом. Все это об онлайн-доске sBoard. Встретили одного из основателей проекта Владимира Гладуна на Startup Village в Сколкове и узнали, как они используют меры поддержки.
Облегчить жизнь учителям
До 2020 года Владимир и его партнер Андрей Корсаков организовывали лагерь и кружки по робототехнике, физике и математике. В пандемию у них появилось много свободного времени, хотелось создать что-то полезное.
Проблема нашлась у коллег-учителей, которым приходилось преподавать в онлайне. Без привычной школьной доски приходилось под каждый урок собирать презентацию или изобретать какие-то коллажи. А в день может быть аж шесть уроков. Где взять столько времени — непонятно.
Предприниматели решили придумать инструмент, заменяющий школьную доску и даже превосходящий ее по функциям. Главное, что нужно сделать, — пространство, где учитель может показывать рисунки и схемы, что-то писать и вызывать учеников к доске.
Стартапить без правил
Чтобы создать доску, предприниматели нашли разработчика. На первую версию ушло два месяца и 200 тысяч рублей. Получилось веб-приложение, которое открывается в браузере. Человек заходит на сайт, регистрируется — и открывается бесконечный в длину свиток, ограниченный только по ширине. Так проще создавать структуру и находить информацию. Сразу после продакшена появились первые пользователи и пошли оплаты.
Уже позже предприниматели узнали все правила развития продукта. Оказалось, что все, что делали тогда, не вписывалось ни в одну существующую методологию построения стартапа.
Найти канал трафика
Владимир зашел на свою заброшенную страничку во ВКонтакте, где было всего 150–200 друзей. Опубликовал пост и случайно привлек первых 50 человек. А потом его знакомая выложила его пост в группу репетиторов математики — и оттуда пришло еще человек 200.
Стартаперы какое-то время покупали платную рекламу во ВКонтакте, а потом решили раскачать SEO. И через полгода поисковая оптимизация принесла столько же регистраций, сколько и платная реклама, только с большим чеком.
Успешным каналом трафика стали сайты, на которых репетиторы ищут задания для уроков.
Пойти на акселераторы
В 2021 году проект прошел одновременно через три стартапа экосистемы «Стартех»: «Физтех.Старт», MUIV.LAB и Social Tech Challenge. Такая нагрузка была чрезмерной — с тех пор стартаперы участвуют в программах только по очереди.
«Физтех.Старт» перевернул их мировоззрение. Это бизнес-инкубатор МФТИ, в котором предприниматели узнали все про развитие бизнеса, познакомились с нужными людьми и нашли первые инвестиции. Владимир убежден, что если бы они там не оказались, то компании бы уже не было.
Успешно пивотнуться в кризис
От бизнес-ангелов проект получил сначала 1,5 миллиона, потом еще около 15 миллионов. К концу 2021 года получили более 100 тысяч регистраций.
Гипотезу завалидировали, экономика сошлась, рост идет. Казалось бы, пора за рубеж. Команда начала готовиться к выходу на новые рынки, искать нужных людей, но в феврале 2022 года число пользователей резко упало. В то время шел полугодовой эксперимент, в котором sBoard была открыла для учителей бесплатно. Чтобы не разориться, компании пришлось завершать его досрочно.
Предприниматели готовились к худшему, но санкции пошли им на пользу. Крупные российские компании лишились сервисов для брейнштормов и визуализации бизнес-процессов, поэтому пришли к sBoard за доступной доской, которую можно оплачивать в России. Спрос стал расти, поэтому Владимир Гладун и Андрей Корсаков решили экстренно пивотнуться, то есть сменить направление во имя спасения проекта.
Из образовательной сферы они перешли в корпоративную. Сначала хотели просто добавить на доску больше функционала, но архитектура не подходила. Из-за технических ограничений решили писать все с нуля.
Новая доска из свитка превратилась в холст — бесконечный во все стороны.
Не отрицать и не бояться сравнений
Сложно удержаться и не сравнить проект с Miro. Но предприниматели от этого не открещиваются. У них совсем другие ресурсы. Нет такой большой команды и многих лет разработки за плечами.
sBoard нашли свою конкурентную отстройку:
- принимают оплаты российскими картами;
- дают легальный сервис — никакого пиратства;
- предлагают коробочное решение.
Доска sBoard весит меньше и грузится гораздо быстрее, чем другие подобные продукты. Пусть еще есть отставание по фичам, зато в плане простоты использования, интуитивности и общей скорости работы это сильный продукт. Внешне доски не будут сильно отличаться. Но если пользоваться ими регулярно, всплывут нюансы, потому что вся разница под капотом.
Не каждая доска выдержит 500 пользователей одновременно и может быть интегрирована в систему видеоконференцсвязи. Все это есть или скоро будет у sBoard. Но самое главное отличие — «коробка».
Предлагать «коробку»
На рынке ни одна из известных досок не предлагает коробочное решение. Тем временем это важная услуга для банков, где у сотрудников может даже не быть интернета на компьютерах.
Коробочное решение ставят на сервера заказчика, и доска работает во внутреннем контуре. Так все данные остаются только внутри компании.
Облачные предложения по-прежнему выпускают, но уже как дополняющий продукт, на котором мы проверяют все фичи. В этом случае информация хранится на серверах sBoard.
Сейчас в стадии запуска несколько пилотов в крупных банках и много коммуникаций с корпорациями. Циклы сделки длинные, но зато создатели продукта чувствуют точное попадание в нишу.
Работать над проектом и собой
Сейчас sBoard участвует в «Спринте» ФРИИ — программе для для ИТ-предпринимателей. Они оценивают этот проект как классное место для роста. Три раза в неделю посещают трекшн-встречи, слушают трекеров и экспертов.
Самое полезное — отвечать на каверзные вопросы. Так рождаются инсайты, фокусировка и, как ни странно, расслабление.
На входе была гипотеза, что можно, помимо корпораций, войти в средний бизнес, где цикл сделки не год, а полтора-два месяца. Но такая цель ведет к расфокусу. Скорее всего, от нее откажутся, чтобы растить количество пилотов с крупными компаниями.
Получать гранты
Предприниматели пробуют все доступные меры поддержки. Например, программа «Старт-1» дала им три миллиона на ряд доработок. Сейчас идет этап отчетности по деньгам. Это ворох документов, но того стоит. Поэтому следующая программа — «Старт-2».
Вы тоже можете расти благодаря грантам, конкурсам и акселераторам. Найдите подходящую программу в сервисе Навигатор. Это каталог сервисов и программ для тех, кто хочет развить стартап или карьеру в сфере технологий. Сохраняйте предложения в избранное и пользуйтесь, чтобы выйти на новый уровень.