Найти тему
ВИКТОР КРУШЕЛЬНИЦКИЙ

ПОЧЕМУ, ПОСЛЕ MUSE В МИРЕ НЕ ВОЗНИКЛО БОЛЬШОЙ МУЗЫКИ


.

.

.
Какая была самая большая группа из тех кого я слышал , и самая большая исполнительница? Самая большая, и я бы сказал самая последняя большая группа начала 2000х это конечно Muse, по уровню это такая же музыка как Пинк Флойд, Куин, Депеш Мод, или Кинг Кримсон, ничуть не ниже не только по уровню музыкальности и культуры , но и по масштабу. Иногда Muse сравнивают с Radiohead. Ранние альбомы Muse действительно них похожи. Но Radiohead была чисто камерной и экспериментальной группой, в чьей музыке не было ни всемирности, ни апокалиптических ангельских октав, которые слышались в музыке Muse с самых ранних альбомов. Может быть, по музыкальности, в некоторых альбомах Radiohead отчасти обходят Muse, но по масштабу , по всемирности тревоги, или по космичности, вряд ли. По величине , по мощи Radiohead уступает Muse . Это последняя большая группа, я это понял сразу , как впервые их услышал в начале 2000х. После Muse уже больших групп не будет, как групп не только сплочающих людей в поколения, но и выражающих духовное состояние мира. Это примерно так же, как скажем в России были большие художники Левитан, Петров -Водкин, Шишкин, Гончарова, или Тропинин, а если взять наше время, в наши дни сейчас много хороших, талантливых художников, но больших художников уже нет, потому что большое ( собирательное) время живописи ушло, от него осталось время живописи частное , время живописи отдельных художников, а те большие художники остались и останутся как образцы, или эталоны большого и вечного искусства. Наверное , нечто похожее произошло и в западной, а говоря шире и в мировой рок музыке. А самая последняя большая певица последнего времени это конечно Лана Дель Рей, с её врождённым католическим вокалом. Это певица уровня Барбры Стрейзанд , Миррей Матье, Билли Холидей, или Ареты Франклин.

Что еще сказать? Искусство не чувствует. Чувствует художник. А искусство скорее предчувствует. В большом искусстве мир предчувствует свой предел, свою последнюю земную зарю . Может ли рок музыка быть не ниже классики? Это сложный вопрос. В чем то да, в чем то нет. У классической музыки и рок музыки как бы разные движения . Если классическая музыка олицетворяет движение от идей, (или космических стихий) к миру, то лучшая рок музыка олицетворяет движение от мира к идеям, или космическими стихиям, (примеры Кинг Кримсон, Пинк Флойд, и др. группы), и даже не смотря на то что порой эта граница условна и обратима , если говорить о поздней классике, разница эта все равно сохраняется. В давней музыке Muse будто сквозит эсхатологическое предчувствие того, каким мир уже стал. В их музыке, помимо начала орфического , есть нечто такое же что есть в музыке Курехина, в операх Вагнера, или в симфониях Шнитке. Если Лана Дель Рей как бы олицетворяет возврат двухтысячных к тридцатым, или пятидесятым годам то Muse олицетворяет возврат рок музыки к музыке классической.

Наверное в этом есть свой символический закон .

ЕСЛИ СРАВНИВАТЬ МУЗЫКУ РАДИОХЭД И МЬЮЗ

.


.

.

Может быть, если сравнить Радиохэд и Мьюз, и спросить кто лучше, чисто по музыке, Радиохэд интереснее и витиеватей по импровизации и переходам, а кроме этого, тоньше. У музыкантов Радиохэд больше чувства или сути того, что они исполняют, больше слуха и музыкального понимания и вникания, я бы даже сказал больше вкуса , меры и культуры. Они не столько делают из музыки шум, как порой музыканты Мьюз, сколько из шума творят музыку. Но Радиохэд и камернее по музыке, и намного уже по разрешению, у них (повторил бы) нет такой всемирности. В их композициях есть что то-медитативное, даже в самых ранних, не говоря о поздних их альбомах , но не молитвенное как в некоторых лучших композициях Мьюз. Наконец, Радиохэд так не волнуют , как волнует Мьюз. То что Радиохэд повлияли на Мьюз бесспорно, но все таки, это очень разные коллективы, как и очень разная музыка.



КАСАЯСЬ РАЗНИЦЫ МЕЖДУ АГЛИЙСКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ МУЗЫКОЙ

.


.

.

Конечно существует разница между двумя музыками. Muse - это чисто британское явление, как и чисто классический английский рок , такая музыка никогда не возникла бы Америке. С другой стороны Лана Дель Рей чисто американское явление. В чем разница между двумя культурами, двумя музыкальными индустриями? Если американская музыка (от джаза до рока от Синатра и Пресли до Ланы Дель Рей ) более кинематографична и зрительна, и тяготела к голливуду или к хоррору , то английская музыка более тяготела к балладности , и саговости , литературности и театру, об этом говорят почти все лучшие альбомы лучших английский групп - от легких до тяжелых (можно упомянуть и Deep Purple, Led Zeppelin, и Queen. И такие поздние исполнители как Лана Дель Рей, или альбомы британских Muse еще раз подтверждают это различие. Но то что это самые большие явления в поздней музыке лично у меня не вызывает никаких сомнений, по крайней мере музыка такого же, или близкого большого масштаба появится вряд ли скоро, или в ближайшее время.

___________
P . S.

Представить эту музыку какими либо отдельными хитами трудно, и у той и другой музыки есть конечно чисто коммерческие , хиты , рассчитанные на массовую вовлеченность, как и есть просто потрясающие композиции, которые реже крутят по радио . Эту музыку нужно слушать и открыть самому.