Звонки от имени сотрудников безопасности банка — одна из самых распространенных мошеннических схем. По каким признакам можно понять, что звонят не настоящие сотрудники Сбербанка, а злоумышленники?
Просьбы сообщить конфиденциальную информацию
Во время звонка мошенники пытаются заполучить доступ к банковской карте жертвы или к ее личному кабинету. Для этого они могут под разными предлогами просить у клиента сообщить им конфиденциальные данные, которые настоящий сотрудник Сбербанка никогда не попросит:
- Полный номер карты — сотрудникам известны ее последние 4 цифры (о чем их можно спросить), а полный номер им не требуется.
- CVV/CVC-код на обратной стороне карты — конфиденциальная информация, которая должна быть известна только владельцу.
- Секретный код из SMS-сообщения от банка — сообщать его нельзя никому, включая сотрудников Сбербанка.
- Данные для входа в личный кабинет в приложении или на сайте — логин и пароль также должен быть известны только пользователю.
Настоящие сотрудники банка могут задавать другие вопросы. Например, для подтверждения операции им достаточно ответа «да/нет». Кроме этого они могут попросить назвать кодовое слово, которое было придумано и зафиксировано банком при первом оформлении карты. Если звонят с целью соц. опроса, то спрашивать будут только о степени удовлетворенности работой банка — никакие конфиденциальные данные и здесь называть не нужно.
Мошенники торопят и морально давят на жертву
Задача мошенников заключается в том, чтобы сбить жертву с толку, запутать, напугать и временно «отключить» ее критическое мышление. Для этого они будут торопить ее, перечисляя негативные последствия промедления (кража денег злоумышленниками, штраф от банка, оформление кредита неизвестными и т.д.). При этом мошенники будут отказываться просто заблокировать карту клиента, если он об этом попросит. Они также будут против, когда жертва предложит разобраться в ситуации в отделении банка — аферисты всегда настаивают на том, что проблему можно и нужно решить по телефону.
Настоящий сотрудник Сбербанка заблокирует карту по требованию клиента. Он не станет отговаривать ее от личного посещения банка или завершения вызова — если жертва предложит повесить трубку, чтобы она могла сама перезвонить в банк и удостовериться в правдивости слов звонивших, настоящий сотрудник не будет против.
Требование куда-либо перевести деньги или оформить кредит
Мошенники могут просить жертву самой перевести им деньги — например, под предлогом того, что к ним пытаются получить доступ неизвестные. Также аферисты могут предложить оформить кредит, чтобы «опередить злоумышленников», которые вот-вот возьмут заем на имя жертвы.
Настоящие сотрудники Сбербанка не требуют совершать никакие действия с деньгами на счетах или любые другие финансовые операции (оформить кредит, страховку, снять наличные и т.д.) — при любых проблемах или подозрительной активности, карта блокируется, чтобы к ней не смог получить доступ никто. Разблокировать ее сможет только сам владелец.
Просьба установить приложение
Злоумышленники могут просить установить якобы банковское приложение на телефон — предлогов для этого бывает несколько:
- Старое приложение больше небезопасно, поэтому нужно установить новое.
- Неизвестные пытаются получить доступ к личному кабинету жертву, поэтому ей нужно установить другую банковскую программу, чтобы это предотвратить.
- Мошенники используют замешательство некоторых пользователей из-за того, что приложение Сбербанка исчезло из некоторых магазинов приложений (например, Play Store) — они могут предлагать скачать и установить его по их ссылке напрямую.
Настоящие сотрудники не просят скачивать никакие программы и не отправляют ссылки на них в виде SMS-сообщение. Приложение Сбербанка можно скачивать только с официального сайта банка или из других официальных магазинов, где программа доступна.
Вопросы о вкладах, счетах и самом банке
Настоящие сотрудники Сбербанка знают об открытых счетах и вкладах клиента. А вот мошенникам эта информация неизвестна — часто они не знают даже то, каким банком пользуется жертва, поэтому могут задавать ей такие вопросы (например, звонить от имени сотрудника Сбербанка и спрашивать, есть ли у жертвы счет в этом банке). Услышав такие вопросы, можно сразу заканчивать разговор, так как на том конце провода аферисты.
Важно! Сотрудники Сбербанка крайне редко звонят клиентам — чаще всего звонки с номера 900 осуществляются роботами в рекламных целях или для опросов клиентов. Но если настоящий сотрудник банка и звонит в какой-либо потенциально опасной ситуации (например, при обнаружении подозрительной активности), то делает он это только после блокировки карты и отправки уведомления об этом на номер телефона клиента.