Найти тему
KaleidoStock

Стадии применения типовых алгоритмов. Часть 1

Оглавление

Речь в данном материале пойдёт не о паттернах программирования, как можно было бы подумать, а о применении алгоритмов в бизнесе. Правильно применяемые типовые алгоритмы работают с вероятностью 60-90% и позволяют с наименьшими затратами времени и энергии применять их в решении многих задач. В своей лекции основатель Consulting.com Сэм Овенс (Sam Ovens) рассказывает о своевременном применении типовых подходов в решении задач бизнеса и управления.

Справка Forbes.com
Сэм Овенс, основатель Consulting.com
Окленд, Новая Зеландия

Сэм Овенс оставил работу в корпорации и бросил колледж, чтобы начать собственный консалтинговый бизнес. Он начал с нуля в гараже своих родителей в Новой Зеландии без инвесторов и внешнего финансирования, основал и вырастил компанию по электронному обучению Consulting.com. По утверждению Овенса компания имеет более 10000 клиентов, имеет офисы в Дублине и Нью-Йорке.

Добавим, что сам Овенс в своё время считался одним из самых молодых selfmade миллионеров.

Что такое типовой алгоритм?

Типовой алгоритм – это определенный порядок действий в часто повторяющейся ситуации, который даёт результат.

Так, если при приёме на работу нового сотрудника вы последовательно используете три этапа: собеседование с эйчаром, тестовое задание, личное собеседование – это и есть алгоритм. При правильном применении типового алгоритма результат в большинстве случаев будет положительный, однако не всегда. Обязательно стоит учитывать степень вероятности.

Предположим, к вам нанимается хороший продавец. Вы сообщаете ему, что работаете по принципу (алгоритму) Fix-0. Это значит, в первый месяц доход нового сотрудника составит 1,5 тысячи, а во второй – вполне вероятно 4,5 тысячи. На что претендент отвечает, что этот вариант ему не подходит – у него ипотека и солидные ежемесячные выплаты. Если в данном случае вы применяете привычный алгоритм, вы упускаете топового сотрудника, то есть это будет ошибочный алгоритм.

-2

Типовые алгоритмы не всегда бывают правильными.

Это можно проиллюстрировать на прогнозе погоды. Когда метеорологи сообщают, что с вероятностью 60% процентов будет ливень, это значит, что с вероятностью 40% ливня не будет. Действительно, может быть ливень, может быть слабый дождь или просто пасмурная погода, нельзя исключить, что выглянет солнце и так далее. Здесь мы имеем не два варианта – да/нет, здесь существует несколько вариантов с разной степенью вероятности. Если мы будем закладываться лишь на 60%, не учитывая, другие варианты и возможные ошибки в прогнозе, погода может нас сильно удивить.

Когда применяют типовые алгоритмы?

Во-первых, алгоритм используют тогда, когда цена ошибки невелика. Скажем, жениться и заводить детей надо, применяя индивидуальный подход, – это шаг, который очень многое определяет в вашей судьбе. Так же и выбор бизнес-партнера строится не на алгоритме. То есть стратегические, серьёзные решения на алгоритме принимать не стоит.

Во-вторых, чтобы алгоритмы работали на 60-90%, они должны применяться на нужном этапе, в нужной стадии работы.

7 стадий работы

Нулевая стадия. Поиск "объекта"

Поэтому смотрите по сторонам, рассматриваете другие сферы применения ваших знаний, энергии, финансов. Примеряете на себе "новую одежду". К этому вас толкает собственное ощущение накопившегося потенциала зайти на новую территорию.

Я определил эту стадию как нулевую, так как не все её проходят. Иногда решение заняться чем-то новым приходит неожиданно в силу каких-либо обстоятельств – изменение условий бизнеса, предложение от партнёра и т.д.

Первая стадия. Открытие нового

Речь идёт о чем-то совсем новом, чего вы никогда сами не делали, "не трогали руками". Допустим, вы решили заниматься вейкбодингом, хотя до этого ничем даже близким не занимались. Когда тренер говорит вам, что на доске надо стоять таким-то образом, вы не можете применить здесь какой-либо алгоритм. Почему? Потому что в этой теме у вас полная неопределенность, у вас нет знаний и наработок. Значит, на первой стадии вы либо работаете с наставником, который уже имеет алгоритмы, либо стремитесь быть максимально открытым миру и новым предложениям.

Пример, Стив N имеет инженерное образование и отличный опыт управления строительными бригадами. В какой-то момент он открывает собственный бизнес по ремонту недвижимости. При этом Стив никогда не занимался маркетингом и продвижением, для него это новое. К нему приходит потенциальный партнер и предлагает прокрутить 20 тысяч с выходом на 5 замеров по 8 тысяч. Однако при реализации этого плана вышло лишь 3 замера и выход за сроки. Стив результатом недоволен. Предложение поработать над конверсией, провести сплит-анализ он не воспринимает с должным вниманием. Он привык, что когда он ставил задачу штукатурщику, задача выполнялась именно так, как было оговорено, – и не было такого, получится/не получится, может, на 90%, а может, на 40%. В чём неадекватность Стива? В новом контексте он применяет старый алгоритм.

В такой ситуации надо либо обращаться к наставнику, либо быть открытым и доверять тем, с кем работаешь. Вопрос открытости и доверия очень важный. Зачем брать специалиста или начинать работу с партнером, если вы ему не доверяете. Поэтому, конечно, верить, но… с допустимой ценой ошибки.

Позже, когда у вас будут наработки в этой сфере, вы сможете подключать собственный опыт и проверенные алгоритмы.

Вторая стадия. Проверка "на зуб"

Эксперементируйте! Предположим, вы узнали, что найм на Fix-0 хорошо работает. Отлично, думаете вы, найму бухгалтера, маркетолога, продавца на Fix-0. Постепенно начинаете понимать, что где-то Fix-0 эффективен, где-то нет. С продавцом работает отлично, а с маркетологом – средне, а с бухгалтером или программистом не работает вообще.

На начальном этапе не всегда возможно определить, являются ли определенные бизнес-принципы работающими в данном кейсе или нет. Несмотря на поток доступной информации, руководителям обычно не хватает нужных данных, чтобы увидеть разницу. Проводите А/В-тестирование как в работе с сотрудниками, так и с клиентами.

Третья стадия. Достижение идеала

Цель этого этапа научиться делать хорошо, очень хорошо, если хотите, идеально. Допустим, вы делаете сайты и к вам приходит заказ на лендинг на создание интернет-магазина. С самого начала вы прорабатываете каждую деталь. Забрасываете клиента вопросами: какой ассортимент; какие приоритеты, преимущества; основные конкуренты и отличия от конкурентов; целевая аудитория и т.д.. То есть ваша задача максимально хорошо во всём разобраться, потому что ваша цель – выдать максимально хороший результат. Идеальный результат! Шедевр!

Если человек пропустит этот этап, он не поднимется выше среднего уровня, а может и до среднего не дотянуть. Качество у такого будет ниже рынка, лиды дороже, конверсия хуже. Невозможно вырасти классным специалистом и выстроить качественный бизнес, если данный этап пропущен.

© KaleidoStock
Константин Струков