Найти в Дзене

Комплексы личности: инфантильный

Оглавление

Когда речь заходит об инфантильном комплексе личности, мне сразу вспоминаются слова песни Юрия Энтина "Крылатые качели"

Детство кончится когда-то,
Ведь оно не навсегда,
Станут взрослыми ребята...тра-та-та

Песня хорошая. И ребята, скорее всего, станут взрослыми,
но вот уйти навсегда от детства не получится. Почему?

Детство с нами навсегда.
Детство с нами навсегда.

Во-первых, детский жизненный опыт является основой для взрослой жизни.

Во-вторых, качество детства формирует наш психологический возраст.
Помимо биологической составляющей, у характера присутствует психологическая часть, которая зависит от умственного и
эмоционального развития, т.е. она формирует психологический возраст. Он может кардинально отличаться от хронологического возраста.

В-третьих, детские паттерны личности должны присутствовать в поведении. Без них у нас не получится общаться друг с другом.
Например, вспомните, как дети непосредственно входят в контакт с другими детьми. Если у нас не получается входить безболезненно, без страха в коммуникацию с чужими людьми, это может означать только одно: у нас есть психологические проблемы, связанные с детством.

Другой пример. Родитель обязательно должен уметь психически регрессировать в детское состояние. Только так он сможет помочь решить проблемы своего ребёнка, нежели он решал самостоятельно сам в детском возрасте (Л. Демоз).

Совокупность представлений о мире, установки, эмоциональная окрашенность - это всё, что мы называем "Личность", обязательно должны иметь элементы детского жизненного опыта.
Совокупность представлений о мире, установки, эмоциональная окрашенность - это всё, что мы называем "Личность", обязательно должны иметь элементы детского жизненного опыта.

Что такое комплекс личности?

Частенько мы можем слышать от близких, друзей расхожие фразы о закомплексованности личности. Подчас те, кто произносят их, делают
это автоматически, не совсем понимая сути высказывания.
Давайте попробуем разобраться в проблеме. Начнём с понятия личности.

Личность - это совокупность особенностей, качеств, поведения и убеждений, которые характеризуют индивида и отличают его от других людей. Это включает в себя уникальные черты характера, способы мышления, предпочтения и ценности, которые формируются в результате взросления и накапливания жизненного опыта.

Сам термин комплекс переводится с латыни как связь, сочетание - complexus. То, что мы называем комплексом личности, является сочетанием представлений о себе (об образе себя) как правило,
в искажённом виде.


Последствиями такого представления может быть низкое качество
жизни (нет удовлетворения от жизни), заниженная самооценка,
плохая переносимость фрустрации (разочарования/всё идет не по плану). Возникают проблемы с эмоциональной сферой: зажатость, чрезмерное волнение, страх быть оцененным, трепет перед значимой фигурой, постоянное сниженное настроение и ещё множество других эмоциональных переживаний.

Комплексы личности не бывают врождёнными. Они приходят к нам с жизненным опытом.
Комплексы личности не бывают врождёнными. Они приходят к нам с жизненным опытом.

В психологии, как науки, мы всегда отталкиваемся от определения явления. Определений комплексов личности (КЛ) в психологии несколько.
Это связано с тем, что психология имеет множественную направленность (парадигмальность или разное понимание психического):

  • по З. Фрейду и неофрейдистам КЛ - некие совокупности неосознаваемых/бессознательных побуждений (комплексы: Эдипа, Электры, кастрации, мужественности, Бога, Поликрата, Терсита)
  • по К.Г.Юнгу КЛ - аффективно окрашенные воспоминания, чувства, мысли. Человек остро переживает воспоминания значимых событий.
  • по А. Адлеру КЛ - стремление компенсировать свои недостатки. Если я внутри себя страдаю от чувства брошенности, то я буду вызывающе себя вести, чтобы привлекать внимание (комплексы: неполноценности/дефективности, превосходства)

Единственное, что их объединяет - это сформированный защитный шаблон поведения, приводящий к искажённому отражению себя в реальности. С этой позиции я постараюсь объяснить суть явления.

Например, у человека присутствует комплекс личности связанный с постоянным ощущением себя одиноким. Такой человек не изолирован
от общества, он переживает себя одиноким "у меня плохо получается знакомиться с девушками", "я не могу высказать своё мнение", "мне страшно публично выступать", "я плохо понимаю свои чувства" и т.д.
Его шаблонным поведением будет стандартное избегание ситуаций в которых он считает, что будет неуспешен.
А какое поведение и эмоциональное переживание человека с инфантильным комплексом?

Не всегда ребята вырастают.
Не всегда ребята вырастают.

Инфантильный комплекс личности

состоит из следующих наивных черт:

  • наивный подход в быту
  • наивный подход в отношениях
  • наивный подход к своей личности
  • наивный подход к происходящим вокруг событиям
  • наивный подход к деньгам
  • наивный подход к обязанностям и ответственности
  • эмоциональная незрелость

Речь о слабоумии не идёт. Комплекс диктует определённое поведение. Инфантильные взрослые ведут себя как дети.
Часто обижаются. Не могут позаботиться о себе, что проявляется в постоянном навязчивом обращении за помощью.
Не могут справляться с переменами и из-за этого постоянно ограничивают себя. Они не готовы справляться самостоятельно с поставленными перед ними задачами, тем более проявлять инициативу.

Высокая чувствительность к неудачам может вводить в излишнее фантазирование. Часто выдают желаемое за действительное.

В обморочное состояние их приводит одна мысль об самостоятельном походе в музей, театр, поездка в путешествие. Обязательно нужен кто-то кто будет рядом.

Забота о своём физическом здоровье перекладывается на партнёра, близких, друзей.

Сильно развит страх быть покинутым или отвергнутым партнёром. Если это происходит, большая часть вины принимается на свой счёт.

Например, в терапии часто не готовы сами работать на собой, постоянно просят готовое решение или волшебную пилюлю. Это происходит по причине того, что они не готовы взять ответственность за свою жизнь и изменения в ней. Они не хотят изменить свою жизнь, они стремятся заглушить неприятные переживания.

Плохо самостоятельно справляются со стрессом, поэтому часто испытывают тревогу, фобии, склонны к психосоматике.

Их поведение в основном избегание, но в отдельных случаях свой комплекс детской беспомощности они могут скомпенсировать и стать полностью независимыми. В глубине души они чувствуют
свою детскость, но поступают совсем наоборот. Такое поведение,
по их мнению, приводит ко взрослости если бы ни один факт.
Всю свою независимость они выполняют с большим чувством
тревоги и внутреннего страха, что не справятся с задачей или проблемой.

В заключение,

инфантильный комплекс лишает человека самостоятельности и вводит в зависимость от других людей, лишает реального взгляда на себя, лишает доверия и веры в себя, толкает к зависимости и созависимости.

Как может помочь психолог в такой ситуации? Научить отказываться от своей инфантильности. Шаг за шагом предотвращать свои страхи, признавать свои ошибки и верить, что справиться с проблемой можно самостоятельно.

Пока так...

Если вас заинтересовала статься и хотите получать информацию о клинической психологии, схема-терапии, развитии личности и преградах на этом пути подписывайтесь на блог, предлагайте темы статей www.psycholog-epikalova.ru