Найти в Дзене

Разрушающие паттерны личности Выученное одиночество

Само понятие одиночества неоднозначно. Мы можем обозначить этим словом некие состояния внутреннего мира, когда мы ощущаем: грусть, печаль, остро ощущаем свою ненужность, оставленность. Некоторые люди ощущают одиночество по-иному. Для них одиночество - это возможность побыть наедине с собой, собрать все мысли воедино и принять решение. Третьи будут определять и наделять его смыслами совершенно в другом направлении. Так что же такое одиночество и почему оно может быть полезным и разрушающим? Давайте разбираться. В предыдущей статье о разрушающих паттернах личности я уже описывала жизненные события , которые формируют данные феномены. Хочу только напомнить, что все негативные или позитивные события формируются с момента рождения и сопровождают нас всю жизнь, но с разной степенью выраженности. Всё зависит от темперамента человека. Одно и тоже травмирующее событие будет проявляться у разных людей по разному. Поэтому одиночество будет разным. Философско-психологическое направление науки на

Само понятие одиночества неоднозначно. Мы можем обозначить этим словом некие состояния внутреннего мира, когда мы ощущаем: грусть, печаль, остро ощущаем свою ненужность, оставленность. Некоторые люди ощущают одиночество по-иному. Для них одиночество - это возможность побыть наедине с собой, собрать все мысли воедино и принять решение. Третьи будут определять и наделять его смыслами совершенно в другом направлении. Так что же такое одиночество и почему оно может быть полезным и разрушающим? Давайте разбираться.

Одиночество
Одиночество

В предыдущей статье о разрушающих паттернах личности я уже описывала жизненные события , которые формируют данные феномены. Хочу только напомнить, что все негативные или позитивные события формируются с момента рождения и сопровождают нас всю жизнь, но с разной степенью выраженности. Всё зависит от темперамента человека. Одно и тоже травмирующее событие будет проявляться у разных людей по разному. Поэтому одиночество будет разным.

Философско-психологическое направление науки нам предлагает рассматривать одиночество как разные категории:

  • одиночество как состояние. Состояние сводится к тому, что человек не ощущает эмоционального отклика в процессе общения. Ему не доступно получать радость от общения.
  • одиночество как потеря целостности. Разрыв между желаемым и действительным. Неудовлетворённость порождает отвержение мира. Постепенно наступает и отвержение самого себя.
  • одиночество как позиция по жизни. Есть люди, которым намного комфортнее и удобнее жить одному. У него нет потребности в друзьях или семье.
  • одиночество как отношение. Человек выстраивает свою позицию в социуме как противопоставление себя всем трудностям мира. Ему трудно вписаться в какую-либо среду.

и так далее...

Порой одиночество может спасать от совсем не желательных эмоциональных переживаний.
Порой одиночество может спасать от совсем не желательных эмоциональных переживаний.

ЧТО ТАКОЕ ВЫУЧЕННОЕ ОДИНОЧЕСТВО

Для того чтобы объяснить, дорогие читатели, что такое выученное одиночество, я прибегну к своему любимому психологическому методу - схема-терапии (схема-терапия Дж. Янга).

Скажу откровенно, что само понятие "выученное одиночество" в психологии пока не существует. Этим термином я называю принятую "социальную отчуждённость" что, по моему мнению, не совсем полно отражает саму суть явления.

Итак, выученное одиночество - это ощущение себя одиноким, изолированным и не принимаемым обществом в целом или социальными группами. Само ощущение настолько сильно проявляется не только как эмоциональный отклик, но и демонстрируется в поведении.

Всё начинается с того, что маленький человек или подросток начинает ощущать себя "не таким как все".

Свою "нетаковость" можно ощутить из-за множества причин. К ним можно отнести следующие примеры:

  • уродливая или красивая внешность. Эти две противоположности могут настолько влиять на психику человека, что могут изменять личность или мешать ей развиваться. Также сюда можно отнести факт преднамеренного введения ребёнка в заблуждение. Так бывает, что мать неосознанно может вступать в конкуренцию с дочерью. Она будет всячески подавлять её сексуальности, постоянно напоминать, что она "не Моника Беллуччи" и ей, дурнушке, вообще ловить не чего.
  • люди, являющиеся членами семьи известных или влиятельных людей. В этой ситуации люди становятся заложниками своего положения. Внешнее давление на личность очень высоко. Членам семьи предъявляются высокие требования как в поведении, так и в самореализованности.
  • одарённые люди. Тот, кто истинно одарён всегда ощущает себя не таким, как все. На то они и одарённые, что понимают свою особенную индивидуальность.
  • люди которых "назначили" одарёнными. К этой категории чаще всего относятся дети, родители которых из-за своих эгоистических побуждений требуют от общества подтверждения одарённости своих чад.
  • лица нетрадиционной сексуальной ориентации. В традиционных гетеросексуальных обществах люди с неопределившейся сексуальной ориентацией и гомосексуалы всегда будут чувствовать себя другими.
  • дети алкоголиков. Как говорилось в советское время, "Пьющая мать - горе семьи". Именно отвергающая позиция женщины, которая должна играть важнейшую роль с момента рождения ребёнка, порождает чувство оставленности.
  • люди с физическими недостатками. Инвалидность всегда отражается в социуме. Кто-то её принимает, а кто нет.
  • жертвы психологических, физических и сексуальных травм. Люди, прошедшие через подобное травмирование, всегда будут отделять себя от других.
  • усыновлённые лица. В этом случае инаковость может и не сильно ощущаться. Всё зависит от условий и отношения приёмных родителей.
  • дети, которых не принимали свои родители. Так уж получается, что родители могут не принимать своих детей. Родители эмоционально холодны и не интересуются жизнью и переживаниями своего ребёнка.
  • люди принадлежащие к высокому или низкому социально-экономическому классу. Бедные и богатые. Извечный двигатель социальной активности. Два полюса, как красивый и уродливый.

Надеюсь, на этих примерах мне удалось донести до вас, что такое Выученное Одиночество. Иными словами, оно не является волеизъявлением личности, а является последствием насаждённых взглядов, требований других людей или физических обстоятельств.

Находиться в одиночестве - не значит быть одиноким.
Находиться в одиночестве - не значит быть одиноким.

КАК ВЫУЧЕННОЕ ОДИНОЧЕСТВО ПРОЯВЛЯЕТСЯ ВО ВЗРОСЛОМ ВОЗРАСТЕ

Во-первых, мы отмечаем эмоциональные состояния.

Чувство отчуждённости от других является главным лейтмотивом данной психологической проблемы. Даже находясь внутри группы людей, человек с выученным одиночеством ощущает себя в стороне. Настолько чувствуется своё отличие от других, что не может поверить в то, что он может быть с кем-то в тёплых дружеских отношениях.

Во-вторых, мы отмечаем мыслительные паттерны личности.

Со стороны мышления можно говорить о разрушающих мыслях.

В-третьих, поведение.

Поведение характеризуется как устойчивое избегание. Приятельские контакты могут быть допустимы, но чаще старается быть одиночкой. Не получается поддерживать дружеские отношения. В профессиональной сфере чаще всего фрилансеры. Не из-за любви к свободе, а из-за ощущения инаковости.

В любовных отношениях стратегия проста - убегаем. Трудно находиться рядом с человеком и переживать какие-либо эмоции. Переживания настолько могут быть сильными, что другой человек рядом будет восприниматься как предполагаемая опасность. Поэтому и убегаем.

-4

КАК СНИЗИТЬ ВЛИЯНИЕ ВЫУЧЕННОГО ОДИНОЧЕСТВА

Возможно ли этот паттерн личности изменить? Можно снизить степень выраженности. Главная цель психологической помощи в этом случае будет изменение устойчивой мысли, что "я сильно отличаюсь от других людей".

Психотерапевт помогает сфокусироваться на мыслях: в чём я похож на других людей и в чём моё отличие от них.

Со стороны поведения целью изменений становится преодоление привычки избегания социальных ситуаций. Участие в этих ситуациях и проявления своей позиции в них является сложной задачей психологической помощи.

Люди с выученным одиночеством трудно поддаются изменениям, но со временем могут вливаться в различные группы. Будут ли они чувствовать себя полностью своим в них? Я думаю, что вряд ли. Очень сильно их научили быть одиночками.

Пока так...

_______________________

Очные и онлайн консультации, психотерапия для взрослых. Бережно и с уважением! Запись на консультации https://www.psycholog-epikalova.ru

Если вас заинтересовала статься и хотите получать информацию о клинической психологии, схема-терапии, развитии личности и преградах на этом пути подписывайтесь на блог, предлагайте темы статей. Со своей стороны обязуюсь рассказывать просто о сложном, предоставлять только подлинную информацию.