Само понятие одиночества неоднозначно. Мы можем обозначить этим словом некие состояния внутреннего мира, когда мы ощущаем: грусть, печаль, остро ощущаем свою ненужность, оставленность. Некоторые люди ощущают одиночество по-иному. Для них одиночество - это возможность побыть наедине с собой, собрать все мысли воедино и принять решение. Третьи будут определять и наделять его смыслами совершенно в другом направлении. Так что же такое одиночество и почему оно может быть полезным и разрушающим? Давайте разбираться.
В предыдущей статье о разрушающих паттернах личности я уже описывала жизненные события , которые формируют данные феномены. Хочу только напомнить, что все негативные или позитивные события формируются с момента рождения и сопровождают нас всю жизнь, но с разной степенью выраженности. Всё зависит от темперамента человека. Одно и тоже травмирующее событие будет проявляться у разных людей по разному. Поэтому одиночество будет разным.
Философско-психологическое направление науки нам предлагает рассматривать одиночество как разные категории:
- одиночество как состояние. Состояние сводится к тому, что человек не ощущает эмоционального отклика в процессе общения. Ему не доступно получать радость от общения.
- одиночество как потеря целостности. Разрыв между желаемым и действительным. Неудовлетворённость порождает отвержение мира. Постепенно наступает и отвержение самого себя.
- одиночество как позиция по жизни. Есть люди, которым намного комфортнее и удобнее жить одному. У него нет потребности в друзьях или семье.
- одиночество как отношение. Человек выстраивает свою позицию в социуме как противопоставление себя всем трудностям мира. Ему трудно вписаться в какую-либо среду.
и так далее...
ЧТО ТАКОЕ ВЫУЧЕННОЕ ОДИНОЧЕСТВО
Для того чтобы объяснить, дорогие читатели, что такое выученное одиночество, я прибегну к своему любимому психологическому методу - схема-терапии (схема-терапия Дж. Янга).
Скажу откровенно, что само понятие "выученное одиночество" в психологии пока не существует. Этим термином я называю принятую "социальную отчуждённость" что, по моему мнению, не совсем полно отражает саму суть явления.
Итак, выученное одиночество - это ощущение себя одиноким, изолированным и не принимаемым обществом в целом или социальными группами. Само ощущение настолько сильно проявляется не только как эмоциональный отклик, но и демонстрируется в поведении.
Всё начинается с того, что маленький человек или подросток начинает ощущать себя "не таким как все".
Свою "нетаковость" можно ощутить из-за множества причин. К ним можно отнести следующие примеры:
- уродливая или красивая внешность. Эти две противоположности могут настолько влиять на психику человека, что могут изменять личность или мешать ей развиваться. Также сюда можно отнести факт преднамеренного введения ребёнка в заблуждение. Так бывает, что мать неосознанно может вступать в конкуренцию с дочерью. Она будет всячески подавлять её сексуальности, постоянно напоминать, что она "не Моника Беллуччи" и ей, дурнушке, вообще ловить не чего.
- люди, являющиеся членами семьи известных или влиятельных людей. В этой ситуации люди становятся заложниками своего положения. Внешнее давление на личность очень высоко. Членам семьи предъявляются высокие требования как в поведении, так и в самореализованности.
- одарённые люди. Тот, кто истинно одарён всегда ощущает себя не таким, как все. На то они и одарённые, что понимают свою особенную индивидуальность.
- люди которых "назначили" одарёнными. К этой категории чаще всего относятся дети, родители которых из-за своих эгоистических побуждений требуют от общества подтверждения одарённости своих чад.
- лица нетрадиционной сексуальной ориентации. В традиционных гетеросексуальных обществах люди с неопределившейся сексуальной ориентацией и гомосексуалы всегда будут чувствовать себя другими.
- дети алкоголиков. Как говорилось в советское время, "Пьющая мать - горе семьи". Именно отвергающая позиция женщины, которая должна играть важнейшую роль с момента рождения ребёнка, порождает чувство оставленности.
- люди с физическими недостатками. Инвалидность всегда отражается в социуме. Кто-то её принимает, а кто нет.
- жертвы психологических, физических и сексуальных травм. Люди, прошедшие через подобное травмирование, всегда будут отделять себя от других.
- усыновлённые лица. В этом случае инаковость может и не сильно ощущаться. Всё зависит от условий и отношения приёмных родителей.
- дети, которых не принимали свои родители. Так уж получается, что родители могут не принимать своих детей. Родители эмоционально холодны и не интересуются жизнью и переживаниями своего ребёнка.
- люди принадлежащие к высокому или низкому социально-экономическому классу. Бедные и богатые. Извечный двигатель социальной активности. Два полюса, как красивый и уродливый.
Надеюсь, на этих примерах мне удалось донести до вас, что такое Выученное Одиночество. Иными словами, оно не является волеизъявлением личности, а является последствием насаждённых взглядов, требований других людей или физических обстоятельств.
КАК ВЫУЧЕННОЕ ОДИНОЧЕСТВО ПРОЯВЛЯЕТСЯ ВО ВЗРОСЛОМ ВОЗРАСТЕ
Во-первых, мы отмечаем эмоциональные состояния.
Чувство отчуждённости от других является главным лейтмотивом данной психологической проблемы. Даже находясь внутри группы людей, человек с выученным одиночеством ощущает себя в стороне. Настолько чувствуется своё отличие от других, что не может поверить в то, что он может быть с кем-то в тёплых дружеских отношениях.
Во-вторых, мы отмечаем мыслительные паттерны личности.
Со стороны мышления можно говорить о разрушающих мыслях.
В-третьих, поведение.
Поведение характеризуется как устойчивое избегание. Приятельские контакты могут быть допустимы, но чаще старается быть одиночкой. Не получается поддерживать дружеские отношения. В профессиональной сфере чаще всего фрилансеры. Не из-за любви к свободе, а из-за ощущения инаковости.
В любовных отношениях стратегия проста - убегаем. Трудно находиться рядом с человеком и переживать какие-либо эмоции. Переживания настолько могут быть сильными, что другой человек рядом будет восприниматься как предполагаемая опасность. Поэтому и убегаем.
КАК СНИЗИТЬ ВЛИЯНИЕ ВЫУЧЕННОГО ОДИНОЧЕСТВА
Возможно ли этот паттерн личности изменить? Можно снизить степень выраженности. Главная цель психологической помощи в этом случае будет изменение устойчивой мысли, что "я сильно отличаюсь от других людей".
Психотерапевт помогает сфокусироваться на мыслях: в чём я похож на других людей и в чём моё отличие от них.
Со стороны поведения целью изменений становится преодоление привычки избегания социальных ситуаций. Участие в этих ситуациях и проявления своей позиции в них является сложной задачей психологической помощи.
Люди с выученным одиночеством трудно поддаются изменениям, но со временем могут вливаться в различные группы. Будут ли они чувствовать себя полностью своим в них? Я думаю, что вряд ли. Очень сильно их научили быть одиночками.
Пока так...
_______________________
Очные и онлайн консультации, психотерапия для взрослых. Бережно и с уважением! Запись на консультации https://www.psycholog-epikalova.ru
Если вас заинтересовала статься и хотите получать информацию о клинической психологии, схема-терапии, развитии личности и преградах на этом пути подписывайтесь на блог, предлагайте темы статей. Со своей стороны обязуюсь рассказывать просто о сложном, предоставлять только подлинную информацию.