Найти в Дзене

Житейские истории на картинах рано ушедшего мастера

"Урок музыки" (1862)
"Урок музыки" (1862)

Арсений Николаевич Шурыгин – талантливый художник, который мог бы создать множество интересных картин, но, увы, прожил для этого слишком мало. До наших дней дошло не так много картин, но рассматривать их интересно из-за тонко подмеченных деталей.

-2

Биография Шурыгина укладывается в несколько строчек. Родился в 1841 году в Твери в семье чиновника, окончил в 1862 году городскую гимназию, около двух лет состоял на службе, в 1865 году поступил в Императорскую Академию художеств вольноприходящим учеником, в 1866 году получил право на преподавание рисования в гимназиях, в 1868 году получил звание свободного художника (его давали тем, кто не сдал финальный экзамен, а значит, формально не закончил учебу в Академии), с 1868 года был членом Артели художников под руководством будущего передвижника В. М. Максимова. В 1869 году живописец женился на О. А. Киселёвой, а в 1872 году простудился, заболев воспалением лёгких, которое перешло в скоротечную чахотку, и умер в 1873 году, оставив жену в крайней бедности.

"Арест" (1867)
"Арест" (1867)

"Арест" - самая известная картина художника. Надо заметить, что в 1860-х была своего рода "оттепель", в обществе шли активные дискуссии о дальнейшем устройстве страны, и быть этаким вольнодумцем и оппозиционером в творческой среде было модно. Поэтому картин с арестами борцов за все хорошее и против всего плохого было множество. А тут для большего сочувствия и рыдающая жена с младенцем на руках, и мрачный жандарм, и еще более мрачный сопровождающий его сотрудник полиции. Разбросанные по полу бумаги показывают, что в доме был обыск.

"Романс "Пойми меня"  " (1867)
"Романс "Пойми меня" " (1867)

На этой картине мы видим романтичного, вероятно, влюбленного гимназиста (куртка похожа на гимназическую форму). В названии фигурирует романс "Пойми меня". Романс с таким названием был очень популярен до революции, однако автор - Татьяна Константиновна Шиловская (в замужестве Толстая) родилась только в 1862 году. Могу предположить, что название это дали позже, и в результате допущена ошибка. Вообще довольно часто первоначальные названия картин теряются, и новые хозяева придумывают их сами. Хотя, возможно, в 1860-х был другой романс с таким названием. Надо заметить, что романсы были очень популярны среди молодежи, а публика старшего возраста относилась к ним часто пренебрежительно. Было даже понятие "жестокий романс" - песни на тему несчастной любви, драм, любовных злоключений, особенно измен.

"Современные идеалисты" (1868)
"Современные идеалисты" (1868)

А здесь, вероятно, сходка студентов. Шарфы как у парня справа были популярны среди студентов, как и длинные волосы. Это было одними из атрибутов молодежного вольнодумства. А у девушки в зубах папироса - тоже дерзкое поведение для женщин по тем временам.

"Развлечение в приёмной" (1865)
"Развлечение в приёмной" (1865)

Приемная на картине больше похожа на приемную не казенную, а домашнюю. В то время разграничение между рабочим и частным было условным, поэтому высокопоставленные чиновники и влиятельные лица часто принимали посетителей дома. Для этого был рабочий кабинет, иногда перед ним еще и приемная - своего рода зал ожидания.

"Семейная сцена" (1868)
"Семейная сцена" (1868)

Что за семейная сцена изображена на картине, однозначно сказать трудно. Судя по всему офицер просит у маменьки денег. Надо заметить, что часто служба (особенно в гвардии) приносила больше расходов, чем доходов. Форма и все сопутствующие расходы были за счет самих офицеров. К этому добавлялись кутежи, игры в карты и другие атрибуты лихого вояки.

#картина #художник #живопись #искусство