Найти тему

«Светлые Хозяева». Какими видит роксолан ряд «казачьих» историков

«Сияющие господа» или Светлые Хозяева – так, по мнению авторов канала «Главное. Народное (Казачье) дело» или по убеждению их духовных «собратьев» с ресурса «Likorg.ru» переводится экзоэтноним «роксоланы» (как известно, это народ-потомок сарматов и алан). Давайте разберем этот любопытный вариант подробнее.

РУХС или РОХС на диалектах осетинского и ясского (единственных потомков языка алан) переводится «свет/сияние/белый». У парфян РОКШ «светлый». Даки звали роксолан КОТОБОЧЧИ: греки переводили это с их языка как «сияющие». Но почему «хозяева»-то?!!

Степной катафрактарий 2 века. Источник – https://clck.ru/34wJYz
Степной катафрактарий 2 века. Источник – https://clck.ru/34wJYz

Роксоланы были «крышей» племен?

Первый из указанных ресурсов (он на площадке Яндекс Дзен) в статье «Роксоланы. Наши предки?» размещает такую информацию «…Алан» хозяин, гость, товарищ, человек». Вот и получается то ли «сияющий хозяин», то ли «сверкающий гость», то ли «светлый товарищ» (нужное подчеркнуть по вкусу).

И если метафора «сияющий» может быть объяснена большим количеством катафрактариев (людей, полностью укрытых чешуей из металлических пластин), то откуда взялись «хозяева»? Оказывается, поляки 16-17 веков (на них и ссылаются авторы) видели в роксоланах будущих… славян. М. Ломоносов утверждал, что автоэтноним звучал «россоланы».

Можно было говорить и сокращенно «рось». Мол, ОНИ-то и были реальными хозяевами всех южнорусских, украинских и даже румынских степей от 2 в до 1-й половины 6 в включительно!

Конный копейщик из роксолан. Источник – https://clck.ru/34wJc4
Конный копейщик из роксолан. Источник – https://clck.ru/34wJc4

Версия слишком популярна в кругу тех, кто проживает в этих регионах сейчас (почти на всей этой территории различные группы казаков). Казачьи историки отсылают нас к тому факту, что версия Ломоносова поддержана не менее видными последующими историками – Вернадским, Иловайским, Клейном, Толстовым, Скржинской. Т.е. вслед за польским сарматизмом возник русский россоланизм.

Сияющие и непорочные… Как-то так

В то же время куда более серьезные ученые изводят политоним «алан» от китайского «алань»…

Так жители Поднебесной выговаривали самоназвание юэчжей – «арьяна» (потому что китайцы не имели возможности произнести «р» или закончить слово гласным звуком). Что касается перевода индоиранского корня АРЬЯ, он еще из Авесты (с начала 2-го тыс. до н.э) и значит… «непорочный».

Я думаю так. Имелась в виду жизнь в рамках неких правил, рождающих аутентичность этнического объединения, существовавшего до разделения индоиранцев на иранцев и народ Вед. Исконное значение слова было тихо утеряно. Оно превратилось в этноним ираноязычного люда…

Есть еще версии этимологии этнонима?

1. Часть исследователей и в термине РОХС видят не все-таки не «сияющих», а именно «светлых» (светлокожих, светловолосых и голубоглазых). А в понятии «алан» усматривают не калькизированную китайцами зендскую идиому «арьяна», а общегерманское «алиан» – «чужаки». В итоге получаем еще одну альтернативу этимологии – «светловолосые чужаки» и т.д. Может, идиома объясняется положением светлых роксолан в среде более загорелых брюнетов?...

Роксоланская амазонка. Их кровь и в обитателях причерноморских полисов. https://clck.ru/34wJho
Роксоланская амазонка. Их кровь и в обитателях причерноморских полисов. https://clck.ru/34wJho

2. На «Likorg.ru» мы можем найти заметку «КАЗАЧЕСТВО. Путь воинов Христовых». О древнейших корнях». Указан даже ее создатель – Валерий Шамбаров. По мнению этого человека частица АС когда-то имела семантику «свобода». Тут я сам уже могу добавить, что придыхательная форма (свойственная степным иранцам) звучала бы как (КХ)АС. Вот почему и в словарь к тюркам КАЗ (КАС) перешло как «свободно кочевать», «двигаться туда-сюда», а более литературно – «никому не подчиняться». Отсюда КХАЗАКХ (так называют себя казахи), КАЙСАК (так называли раньше киргизов) и, наконец, КАЗАК (запорожский, донской, терский, сибирский, с Червленого яра и т.д.). В той же Парфии (стране, в основном, ираноязычных подданных) АЗады – именно служилая каста.

3. И тут же мы видим уверенную попытку популяризатора казачьей истории представить роксолан именно хозяевами междуречья… Днепра и Дона. Мол, тут всегда была Воля (действительно – никаких империй в классическом смысле того слова сюда не доходило вплоть до прихода авар: ведь гунны почему-то не закреплялись в указанном междуречье). «Пеньковцы» жили севернее. Зря их олицетворяют. АС (ЙАС, ЯЗ) можно понимать на сармато-аланских языках (восточная их граница проходила уже в Синьцзяне, который ныне – часть КНР!) как… место ВОЛьных (сильных).

Конный ант 6 века. Реконструкция современного художника. Источник – https://clck.ru/34wK6v
Конный ант 6 века. Реконструкция современного художника. Источник – https://clck.ru/34wK6v

Лишь при римском императоре Нероне ИХ кибитки двинулись к Дунаю – через степь нынешней заднепровской Украины и прибрежной Румынии… То есть более западные области осваивались ими уже поздно. Тут уже снова я от себя добавлю, что закрепиться «сияющим господам» в период экспансии лучше всего удалось в Междуречье Днепра и Днестра (на луке Черного моря – в «Лукоморье»). Сам берег и несколько сотен километров к северу – земля будущих антов, которые (по Прокопию Кесарийскому) единственные из сполов занимались коневодством! Анты – ВОЛьники, конные.

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!

Возможно будет интересно почитать:

Жизнь позитивна в своём негативе