Спроси себя,
Что миром правит: Добро иль Зло?
Ответа нет…
Оставь сей вечный спор
Из ветхих старых книг
Для тех, кто ищет оправданья
Своим делам и мыслям каждый миг.
Судье над миром имя –
Справедливость,
Удел её мерилом быть всему…
Потенциальные возможности, равно как и выстраивание теорий без какого бы то ни было сугубо практического аспекта, не стоят ровным счётом ничего. Поэтому ключевое, определяющее значение принадлежит именно фактическим действиям человека. Для вынесения оценки трудам своим праведным человеку необходимо иметь определённые критерии, на основе которых он сможет проводить данный анализ своей деятельности. Говоря проще, чем бы человек не занимался по жизни, он будет ориентироваться между двумя полярными оценками – разочарованием и удовлетворением.
Удовлетворение сопровождает правильное течение инициируемых личностью процессов, удачное их завершение, а также соответствие желаемого с действительным при определении окончательных оценок своим действиям. Разочарования – совершенно противоположные по знаку оценки обстоятельств, ситуаций, процессов и ожиданий. Естественно, и удовлетворение, и разочарования имеют свои градации, но это уже будут частности, разговор о которых может негативно отразиться на общем понимании.
Так же важно понимать, что сейчас речь идёт о голой механике, без каких-либо этико-моральных аспектов. То есть мы рассматриваем действия человека вне рамок полезности или вредоносности оных для социума. В этой связи, перед нами встаёт проблема с определением универсальной позиции, на которую все бы смотрели одинаково, то есть нужна категория без субъективности, но где взять такую невидаль? Давайте попробуем её определить. Для этого необходимо вычленить принципиальные критерии, на основе анализа которых человек выносит оценку своим действиям. Естественно, при жгучем желании эти аспекты деятельности также можно начать дробить, но чем меньше вводных, тем быстрее можно решить поставленную задачу.
Принцип Я.П.С.
Итак, для фактических действий и их оценки человеку необходимо иметь Ясность, видеть Перспективу, а также рассчитывать на Справедливость реакции социума в плане признания или непризнания его усилий и заслуг.
Ясность – это полное понимание, зависящее от восприятия, базы знаний и устремлений. Эти составляющие совместно повышают уровень друг друга. Иными словами, можно сказать, что ясность как оценочный фактор - критерий чисто технический, потому что, если убрать хоть одно слагаемое, то два других просто не сработают. В механике нет места разночтениям, поэтому при определении ясности не стоит применять термины морально-этического плана в виду их субъективности. Всё очень просто, если восприятие ущербное, а знания иллюзорны или неполны, то и устремления будут выстроены неверно, и как следствие всё это приведёт к ошибочным действиям. При должном подходе в случае неудачи человек должен пересмотреть свои опыт и знания, протереть глаза и более тщательно подойти к вопросу устремлений. В противном случае вероятность наступления на грабли не просто будет сохранена, она будет гарантирована.
Перспектива. Обсуждать этот критерий, собственно говоря, не зачем, так как любому ежу понятно, что лучше, когда хорошо и есть новые возможности, нежели когда плохо и возможности тают. Согласно Принципам Эволюционной Механики (см. статью «Образ будущего») отсутствие перспектив – верная дорога в небытиё. Поэтому лучше заниматься тем, что открывает перспективы, чем тем, что их не имеет.
Справедливость. А вот тут, якобы, проблема имеется, дескать, каждый её воспринимает по-своему. Я попытаюсь опровергнуть это утверждение.
На чём основано мнение о субъективности справедливости? Говорят, сколько людей, столько и мнений, у каждого своя правда и свои цели и т.д. и т.п. Однако, эти суждения скорее затрагивают вопросы желаний, устремлений, амбиций, и вопрос справедливости тут всплывает относительно двух вывихов эго – чувства собственной значимости и чувства жалости к себе. Нередко из-за отзывчивости (жалости к ближнему своему или просто убогому) несправедливым могут посчитать случаи по судьбе и т.д. То есть несправедливым люди привыкли называть то, что по их субъективному мнению неправильно, а неправильное вызывает неудовлетворение ситуацией, кратковременную досаду или устойчивый негативный эмоциональный фон. Справедливое же, наоборот, сопровождается чувствами удовлетворения, ибо действительное совпадает с пониманием или даже ожиданиями, хотя случаи обратной реакции на справедливость совсем не редки.
Как я писал в статье «Удовлетворение, как универсальный индикатор…», удовлетворение – суть индикатор деятельности, то есть это отражение результатов фактических действий, а не порождение ничем не обоснованных ощущений. Чувства сами по себе – это сигналы, воспринимаемые сознанием, и то, что многое, что порождает эти ощущения, никакими объективными знаниями в сознании не подтверждается и делает их тем, с чем не принято спорить. Чувства – мощнейший катализатор для фактических действий, иной раз затмевающий голос рассудка, а значит, чувства, ощущения и эмоции – плохие советники при оценках ситуаций, процессов и при принятии каких-либо решений. С другой стороны, чувства – прекрасный инструмент для манипуляций, чем и пользуются особо ушлые персонажи.
С точки зрения механики принципа Я.П.С., чувства не имеют особого значения. Понятия Ясность, Перспектива и Справедливость следует считать рассудочными, опирающимися в идеале на объективность, а не на зыбкие ощущения. Однако на практике, эти три критерия далеко не равны в плане объективности.
Перспективность как свод устремлений – самое субъективное понятие. По сути дела, перспектива – это изначальный, толчковый импульс для дальнейшей цепочки решений и действий. Субъективность этого импульса объясняется тем, что желания могут возникать помимо рассудка, поднимаясь из глубин подсознания, куда человек своим Вниманием, как правило, не заглядывает, а значит и объективно оценить их не может. Кроме того, перспективу можно назвать взглядом в неопределённое будущее, то есть мечтой, а это понятие зачастую может расходиться с реальностью. И всё же, деятельная Разумная личность, как правило, в облаках не витает и старается выстраивать наиболее приближенные к реальности планы на будущее.
Ясность также в какой-то мере можно назвать субъективным понятием, но в меньшей степени, нежели перспектива. Ясность по своему определению является результатом анализа ситуации, проведение которого сопряжено с сопоставлением гораздо большего количества факторов. Помимо собственных хотелок нужно учитывать и имеющиеся возможности, которые предоставляют внешние обстоятельства. То есть ясность в своём высшем значении – это полное понимание своих желаний и того, как их можно реализовать. Коль скоро ясность по своей сути -это понимание имеющихся на данный момент возможностей, то человек несёт полную ответственность за ясность в своей голове. Если подобного понимания нет, то и пенять не на кого.
Справедливость – итог действий человека. Это результат, и человек оказывается просто вынужден его принять, даже если он и посчитает его неправильным. И далее, если результат, по мнению человека, справедлив, снова настаёт черёд желаний и устремлений (выбор перспективы) и выработки ясности с помощью анализа. Если итог не справедлив, то человек должен пересмотреть свои оценки относительно желаний и собственной ясности как объективного понимания действительности.
И если с зудом желаний бороться зачастую очень сложно, то критический взгляд на ясность может позволить найти собственные ошибки, исправить их, сменить подход, пополнить знания и пойти на очередную попытку осуществить задуманное. Однако, даже если анализ провести эталонно, это не даёт гарантий, что человек, вследствие своих стараний, неизбежно достигнет успеха. Причина тому – обстоятельства, которые формируются всеми членами сообщества под эгидой конкуренции. Иными словами, справедливость – величина, в некотором роде, определяемая социумом в плане признания или непризнания заслуг отдельного персонажа, хотя на самом деле всё несколько сложнее и проще одновременно.
В этом месте вывих понимания действительности имеет самые серьёзные последствия. С одной стороны, само понятие справедливости воспринимается как нечто здравое и абсолютно положительное, то есть то, чему должны учить с детства. С другой стороны, справедливый по большому счёту исход чего бы то ни было может вызывать протест, в особенности у тех, кто не обладает достаточной ясностью. То есть далеко не каждый готов принять справедливое отношение к себе любимому. С третьей стороны, история знает немало примеров тому, что оценка общества может быть совершенно несправедлива по отношению к какому-то выскочке, пошедшему поперёк всего. Время и дальнейшие события – самые непредвзятые судьи, а значит, справедливость определяется чем то иным, нежели субъективной оценкой отдельной личности или совокупностью оценок всего общества.
Иными словами, необходимо внести ясность, что же такое справедливость, чем она определяется и как следует к ней относиться, а для этого нужно абстрагироваться от чувственно-морального аспекта справедливости.
В виде тезиса позволю себе процитировать «Краткий курс анатомии Существования» часть 5.
«Для того, чтобы сдвинуть позиции морали с мёртвой точки, необходимо отказаться от чёрно-белого мира противостояния Добра и Зла. Это понимание мироустройства совершенно детское, а человечеству давно пора бы повзрослеть и начать отдавать себе отчёт в своих действиях с полным принятием ответственности, без упования на волю кого-то там за пределами восприятия и понимания. Эволюция чего б то ни было основывается на двух по-настоящему священных понятиях Свободы и Справедливости. Эти понятия предлагают Перспективы и Многообразие, в отличие от нескончаемой и бесперспективной борьбы Добра со Злом.
Понятия Свободы и Справедливости должны быть применимы только в паре, но не по причине взаимозависимости и антагонизма как у пары «Добро и Зло». Важно понимать, что без Свободы Справедливость – это пустой звук, а без Справедливости Свобода легко может превратиться во вседозволенность. Справедливость – это берега, ограничивающие поток Свободы, если этот поток вырвется за означенные пределы, то это уже будет катастрофой анархии. Кстати сказать, из всех качеств поведенческих и оценочных моделей, которые только приходят на ум, только Справедливость можно и должно возводить к абсолютным значениям, от этого она только выиграет. Любое другое качество при повышении значений может начать искажаться или совсем утрачивать свою суть.»