Каждому из нас приятно осознавать себя уникальной и неповторимой личностью.
Нам кажется, что мы действуем согласно своим представлениям и знаниям, вкусам и предпочтениям, принципам и взглядам.
Каждый день мы делаем тысячи выборов, просто не замечая этого. Например, что съесть на завтрак и какую музыку послушать по пути на работу или на какую тренировку пойти и какой вид досуга запланировать на выходные.
Так из множества мелких решений ежеминутно и формируется наша повседневная жизнь.
Однако каждое ли наше решение продиктовано именно личным мнением?
Сколько раз мы делаем свой выбор, полагаясь на близких людей или коллег, или же поступаем согласно одобряемым социальным нормам?
Все подобные ситуации психологи относят к феномену неосознанного следования человека за большинством.
Давайте узнаем, как мнение толпы влияет на нашу жизнь и как научаться разделять личные интересы и навязанные извне, чтобы действовать более независимо.
Эффект единения с большинством
Единение с большинством представляет собой форму группового мышления, когда отдельный индивид принимает решение, подчиняясь выбору окружающих его людей или общества в целом.
Именно по этой причине человеку нравятся вещи, которые одобряет большинство, его привлекает то, что популярно в широких массах, ему кажется априори хорошим все, что высоко ценится в обществе.
Эффект присоединения к большинству нередко используют политические деятели во время предвыборной гонки, когда подчеркивают свое единение с народом, участвуя в разнообразных общественных мероприятиях.
Или же звезды эстрады, желая привлечь как можно больше поклонников, стараются показать себя частью большинства.
Но дело касается не только публичных личностей. Эффект присоединения к большинству оказывает влияние на каждого человека и охватывает все сферы его жизни: от экономики и повседневного быта до психологии межличностных отношений.
Экономика большинства
Ярким примером влияния толпы на человека является его потребительское поведение.
Именно ориентация на мнение и выбор большинства нередко провоцирует перекосы спроса.
В основном это достигается через рекламу с использованием лидеров мнений и авторитетных блогеров. Когда по их рекомендации большая масса поклонников начинает покупать рекламируемые ими товары и услуги.
Причем нередко цена на такой товар или услугу завышена. Но даже это не останавливает человека от покупки. И пока товар будет отвечать неким навязанным извне потребностям, спрос на него будет держаться.
В экономику большинства нередко подмешивается и еще один феномен, а именно демонстративное потребление.
В этом случае человек покупает товар или услугу, чтобы подчеркнуть свой статус и причастность к определенному кругу. Например, брендовые аксессуары и дорогая одежда, обеды в фешенебельных ресторанах, поездки на дорогие курорты и пр.
Несмотря на заоблачные траты повседневного спроса, человек получает удовлетворение от демонстрации своих финансовых возможностей и очередного подтверждения своего статуса.
Социальное большинство
Влияние большинства проявляется не только в выборе материальных вещей, но и не материальных.
Повинуясь раскрученным в обществе тенденциям, человек может увлечься определенной философией и практиковать вещи, которые популярны в обществе.
Те же инфлюенсеры, задающие тренды, могут навязывать определенный стиль жизни. Например, приверженность ЗОЖ, участие в марафонах и утренних пробежках, вегетарианство, медитацию и пр.
У этого влияния есть две стороны: человек может как следовать хорошему, так и плохому. Все зависит от того, в какую компанию он попал.
Почему люди испытывают желание подражать толпе?
Главной причиной повторения группового опыта является чувство сопричастности. Поддерживая тот же стиль жизни, человек сообщает окружающим, что он свой.
Это вполне нормальное проявление социального влияния на жизнь человека, ведь в группе его шансы на выживание значительно выше.
Помимо сопричастности и избегания одиночества желание подражать большинству стоит и на страхе упущенных возможностей.
Этот страх можно заметить за собой, когда, оценивая образ жизни своих коллег или знакомых как более успешный, мы начинаем следовать их примеру, чтобы сделать и свою жизнь более интересной и насыщенной.
По этой причине мы начинаем ходить в те же места отдыха, ездить на те же курорты, покупать похожие вещи и пр.
Как сопротивляться влиянию толпы?
Чтобы вырваться из власти большинства и попробовать независимый образ жизни, стоит пойти от противного и начать делать все немодное.
Например, ходить туда, где никто из знакомых еще не был, выбирать хобби и отдых, где мы будем первопроходцами и пр.
Однако полное противопоставление себя обществу несет определенные риски, такого человека будут считать изгоем или же снобом.
Стоит в какой-то степени смириться с влиянием мнения большинства на частную жизнь каждого индивида.
Тем более, что это не настолько важно в разрезе бытовых привычек и предпочтений.
Но чтобы совсем не раствориться в социальной массе и сохранить свою индивидуальность, важно найти приемлемый баланс.
Этому будут способствовать следующие советы:
1. Критическое мышление. Не стоит принимать все на веру, необходимо оставлять долю скепсиса для любой приходящей информации.
Этот навык особенно актуален в эпоху фейков. Он же помогает человеку отделять личные решения от тех, что навязаны извне.
Особенно ценно это качество в тех случаях, когда, повинуясь давлению большинства, человек принимает те решения, в которых на самом деле совсем не заинтересован.
2. Осознанность. Еще одна опора трезвости – это осознанный подход к принятию решений.
Критическое мышление помогает расставить вещи окружающего мира по своим местам, отделив зерна от плевел.
А вот осознанность помогает навести порядок уже внутри самого себя.
Например, это качество одно из тех, что останавливает человека от импульсных покупок и безудержного шопинга на фоне сильного стресса и прочих эмоциональных неурядиц.
3. Смелость быть другим. Существуют ситуации, когда человеку совершенно не нужно идти за толпой.
Например, когда он уверен в своей правоте и ложности убеждений, популярных в среде большинства.
Чтобы обрести смелость быть другим, нужно развивать в себе чувство уверенности и независимости, а также правильно выстраивать личные границы.
Это позволит игнорировать косые взгляды и оставаться верным самому себе.
О том, как устанавливать личные границы, читайте в статье «Не влезай».
А о том, как постоять за себя и не сдать своих позиций, читайте статью «Держать удар».
Компания «Дом Свечей» желает всем гармонии и мира как внутри себя, так и во внешнем окружении.
А для обретения эмоционального баланса используйте аромат.
Приятное благоухание помогает снять стресс, успокоиться и настроиться на оптимистический лад.
Заходите на сайт, великолепные интерьерные парфюмы ждут Вас!
#психология #общество #мышление #интересные факты