К реставраторам Александру Петровичу и Валентине Николаевне Грековым, мастерская которых находилась в здании Судного и Духовного приказов Новгородского кремля, меня привел реставратор Савва Ямщиков.
«Они восстанавливают настенную роспись церкви Спаса на Ковалеве поле, взорванной немцами во время войны, — рассказывал он мне по дороге. — Жизнь свою этому посвятили. И многое уже сделали. Есть, о чем писать».
Действительно, писать было, о чем.
Церковь Спаса Преображения Спасского монастыря на Ковалеве поле неподалеку от Великого Новгорода — редчайший памятник древнерусской культуры. Построенный в 1345 году по заказу боярина Онцифора Жабина, он был расписан за один летний сезон в 1380-м. И, хотя сам монастырь после реформ Екатерины II был упразднен, церковь продолжала действовать.
В начале XX века ее даже начинали реставрировать. Но помешали революционные вихри и гражданская война.
Когда в 1941 году началась Великая Отечественная и шли оборонительные бои за Новгород, церковь эта, служившая опорным плацдармом для частей Красной армии, была разрушена фашистами до пятиметровой высоты. Храм остался в руинах.
В 1962 году по инициативе искусствоведов, историков, археологов среди которых были известные наши ученые Виктор Лазарев и Александр Монгайт, началась подготовка к восстановительным работам.
В 1965 году руководителем проекта по воссозданию фресок XIV века был назначен реставратор Александр Петрович Греков, а Валентина Борисовна Грекова стала его незаменимой помощницей.
Это были самые настоящие раскопки. Ведь под обломками стен разрушенного храма надо было искать, находить и идентифицировать фрагменты фресок, а затем системно их раскладывать. Тут требовались не только знания, но и физическая сила. Но у Грековых были надежные помощники — студенты искусствоведческого отделения истфака МГУ, архитектурных и художественных институтов. «Во время раскопок собрали более 15 тонн строительного мусора, — рассказывал мне Александр Петрович. — Фрагменты, которые извлекали, выбирались и сразу раскладывались по ящикам в соответствии с их расположением на стенах. Кроме того, драгоценные кусочки надо было «лечить», поскольку они были заражены несколькими видами внутренней плесени. А это довольно долгий процесс. Но только, вылечив осколки фресок от грибка, можно было продолжать с ними работу…»
Греков предложил новую методику реконструкции: при разборе руин церкви ее пол был разделен на участки, и фрагменты фресок сразу раскладывались системно, согласно их расположению на стенах, что существенно облегчало реставраторам задачу. Их осколков фресок реставраторы складывали своеобразные «паззлы» — появлялись из небытия, из праха, из осколков полутораметровые фигуры собираются праха, из осколков.
«Я помню, — писал Савва Ямщиков в книге воспоминаний «Служу России», — как после первых двух лет работы Греков приехал в Москву и говорит: «Собраны первые фигуры, буквально как мозаика, из фрагментов. Вот юный воин, вот святитель».
Всего Грековыми за несколько десятков лет, посвященных возрождению из небытия, казалось бы, утраченных шедевров, было восстановлено 120 композиций древней росписи, 30 из которых смонтированы на титановых щитах, опять же по авторской методике Грековых.
«То, что удалось сделать, — писал Академик Дмитрий Лихачев об их работе, — это не только спасти фрески шестисотлетней давности и мирового значения, но и создать новый памятник — терпению и патриотизму тех, кто мужественно противопоставил свой созидательный труд войне, разрушению, фашистскому варварству».
В 1989 году супруги были удостоены Государственной премии СССР.
Позже в ЮНЕСКО была организована выставка «Спасенные фрески». Издали великолепный каталог, и выставка поехала в Париж. Выставку показали также в Москве, в Санкт-Петербурге.
Теперь мастерская Грековых получила статус музея. В двух ее помещениях сейчас проходит выставка «Возрождение росписи 1380 года церкви Спаса Преображения на Ковалеве», где представлены воссозданные живописные композиции на тех самых титановых щитах, копии росписей и схемы фрескового ансамбля, созданные в свое время Грековыми.
Особый раздел посвящен жизни и деятельности четы реставраторов, в чьих судьбах отразилась трагическая история XX столетия.
Между тем, реставрационная часть мастерской остается действующей. Специалисты продолжают там работать над восстановлением фресок. А посетители музея получили возможность заглянуть туда, чтобы своими глазами понаблюдать за процессом реставрации древней живописи.
Александр Петрович покинул этот мир в 2000 году, Валентина Николаевна — в 2019. Но каждый раз, приезжая в Великий Новгород, я прихожу в их мастерскую, чтобы поклониться Подвигу Реставратора.