Найти тему
Нетопырь читает Ваху

«Магистр Кузницы» Аннандейла: у технодесантника тоже есть чувства

Изрядное количество БЛ-овской художки посвящено тому, как доблестный Космодесант, героически превозмогая за счет сверхчеловеческой физиологии и прочих достижений Империума, отважно сражается с жестокими и свирепыми орками… а также с коварными альдари и прочими ксеносами. Собственно, этот «культурный слой» и есть в том числе то, за что мы любим Варху. Если вы считаете себя строгим ценителем и бледнеете при словах «Аннандейл», «Битвы Космодесанта» и «2014 год»… что ж, у нас есть новелла «Магистр Кузницы», а у меня о ней внезапно есть немного очень личного мнения. Погнали.

«Магистр кузницы», в общем, продолжает омнибус Саламандр от Ника Кайма: в нем упоминаются описанные Каймом обычаи Саламандр, персонажи из этого омнибуса, сражения Саламандр с Нигиланом и Драконьими Братьями, то есть Аннандейл сделал все, чтобы вписать события в существующий лор и связать их с ним. У этой книги даже на первый взгляд есть несколько существенных достоинств. Во-первых, она короткая. Во-вторых, она про Саламандр — редко встречающийся в художке сороковника орден (что трудно объяснимо, потому что орден Первого Основания, всем известный, довольно интересный и т.д.). В-третьих, ее главный герой — технодесантник, а это тоже редкость: обычно акцент делается на капитанах и сержантах. Новелла входит в трилогию, сейчас в переводе другая повесть из того же цикла — «Теневой Капитан» (и это еще лучше, потому что она о Гвардии Ворона, просто перевернувшийся грузовик с конфетами на моей улице), а есть еще и о Белых Шрамах. И все они посвящены тому, как сверхчеловеческие сверхчеловеки бьют орочьи морды.

Заявленный сюжет чуть сложнее. У орков в плену томится альдарский провидец, который владеет какими-то важными сведениями. Саламандрам поручено его освободить, точнее, перезахватить, а сведения вызнать. Поэтому корабль придется брать на абордаж с большой осторожностью. Дело осложняется двумя моментами: во-первых, это Саламандры. Их мир, Ноктюрн, веками кошмарили темные альдари. Провидец не темный, провидец — «звездный», но, сами понимаете, разница между двумя сортами остроухих для парней в зеленом не очень существенна. Во-вторых, провидцем интересуются его соплеменники, и вряд ли с добрыми намерениями…

Альдари. Худ. Cavalier d'Engrenage (Nictanova)
Альдари. Худ. Cavalier d'Engrenage (Nictanova)

Но на самом деле это не сюжет. Это фабула. Аннандейл неожиданно смог в тонкие чувства, и не просто сверхчеловека, а сверхчеловека на полпути к машине. Разумеется, тут будет описание близкой дружбы между двумя космодесантниками. И очень много страниц будет посвящено тому, как трещит по швам эта дружба, когда главный герой — Ха'гарен — пройдет обучение на технодесантника.

…Если вы читали «Далекую Радугу» Стругацких, а я в вас верю, то наверняка помните Камилла. Камилл избавился от эмоций и превратил себя в человека-машину. Эффективность его научной деятельности, может быть, и повысилась, но при этом Камилл отсек себя от социальных связей и оказался обреченным на одиночество и непонимание окружающих, причем взаимное. Так вот, Ха'гарен — это Камилл на максималках. Он перестал ощущать и привязанность к другу, и радость, и гнев, все его чувства и переживания будто притупились. Что хуже, он перестал быть человечным в том понимании, которое вкладывают в это слово Саламандры. Из двух одинаково правильных решений он выбирает то, которое более эффективно — и менее человечно. Может быть, Железные Руки или Железные Воины его бы одобрили, а товарищ-Саламандра восклицает: «Что ты такое?» И всю книгу Ха'гарен мучается поиском ответа на вопрос: что он такое?

Вот этот момент понимания, что ты уже не совсем ты, что обучение на технодесантника отъело существенную часть твоей личности, и теперь нужно ее как-то пересобирать, а ты не знаешь — как, пугаешь лучшего друга, утрачиваешь в какой-то степени доверие остальных и самого себя, — он достаточно хорошо прописан. И сделан акцент на чрезвычайной важности братских уз для Саламандр. Они не просто залог боевой эффективности, когда двое сражаются, как один, понимая друг друга без слов. Они еще и имеют огромное эмоциональное значение. Утрата их оставляет пустоту в душе, которую ничем не заполнить.

Техмарин XVIII легиона. Худ. Rotaken
Техмарин XVIII легиона. Худ. Rotaken

Впрочем, Ха'гарену некогда разбираться со своими переживаниями, потому что вокруг бушуют битвы Космодесанта в их самом превозмоганческом варианте. Тут, понимаете, Верховный Изверг, как титулует себя орочий варбосс, норовит вознестись чуть ли не до уровня бога. С орками драться — та еще задача, они наседают со всех сторон. И внезапный ситуативный союз с альдари для Саламандр как нож по сердцу, к счастью, он недолог.

У книг этой серии есть неистребимая… особенность. А именно, практически пошаговые описания боевок. И поскакал сэр Борс, и поразил сэра Ланселота копьем в руке прямо в левую пятку… То, что Вархаммер в этом смысле наследует европейским рыцарским романам, не очень утешает, потому что боевки на вкус современного читателя часто затянуты. Спасибо Аннандейлу, что он хотя бы обошелся без массы названий марок и типов оружия. Да и в целом боевки в этой повести более-менее динамичны и оправданы сюжетом.

Немного неожиданно было увидеть переход к технической фантастике, не очень свойственный Аннандейлу, при рассказе о решении, которое принял Ха'гарен. Оказывается, бытие технодесантника все-таки дает ему новые эмоции. Поступки Ха'гарена ближе к финалу наполняются драматизмом, даже страстью, и становятся исключительно героическими даже на фоне героического превозмогания тм его собратьев. Эти эпизоды — лучшие в книге.

Представитель главной фракции-антагониста всегда рад хорошему пастуку! 
Худ. Ivan Ozyumov
Представитель главной фракции-антагониста всегда рад хорошему пастуку! Худ. Ivan Ozyumov

В общем и целом — Аннандейл смог. Смог в психологию, в сложные душевные процессы, что особенно интересно — в психологию человека, который на полпути к машине. В драму он тоже смог. Хотя и по привычке перегрузил текст болтерпорно.

Вам понравится эта книга, если вы любите много боевок, Саламандр и переживания на грани самокопания.

Вам может не понравиться эта книга, если вам приелись бои с ксеносами, превозмоганчество, и вообще вы любите что-то более утонченное.