Продолжим прогулку по Большеохтинскому некрополю. Впереди много удивительных историй и захоронений интереснейших людей.
Лариков Александр Иосифович (1890–1960) - российский и советский актёр театра и кино (Харьковская дор., у Георгиевского моста, семейное место).
Сценическую деятельность начал в 1910 году. С 1925 года - актёр Ленинградского Большого драматического театра (БДТ, ныне имени Г. А. Товстоногова), где служил до конца жизни.
Выступая в ролях классического и современного репертуара, был известен как яркий характерный актёр. Наибольший успех Александр Иосифович имел в пьесах Максима Горького: в театре Народного дома играл Нила в «Мещанах» и Бубнова в пьесе «На дне».
Снимался в кино с 1926 года. Сыграл в фильмах: «Александр Попов» (1949), «Разлом» (1952), "Неоконченная повесть» (1955), «Всего дороже» (1957). Участвовал во многих экранизациях спектаклей БДТ. Старшее поколение, наверное, помнят Александра Ларикова по его ролям Доктора в сказке «Старик Хотабыч» (1956) и Рублева в приключенческом фильме «Андрейка» (1958).
Сахновская Наталия Павловна (1908–1990) - балерина Кировского театра (Мариинский), жена танцовщика и балетмейстера Роберта Иосифовича Гербека (Киевская дор., похоронены рядом).
Родилась Наталия Павловна в Санкт-Петербурге. Окончила Ленинградское хореографическое училище, после чего была принята в труппу Ленинградского академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова. В театре стала партнёршей танцора Роберта Гербека, за которого впоследствии вышла замуж.
Осталась в блокадном Ленинграде с мужем и семьёй. Пережив первую блокадную зиму, Сахновская и Гербек вошли в состав фронтовых артистских бригад. Они неоднократно выезжали на передовую с балетными номерами, также выступали перед рабочими ленинградских заводов. Вошли в состав балетной труппы нового городского «Блокадного» театра, а также выступали с сольными балетными номерами на сцене Филармонии. В годы работы театра, дуэт Наталии Сахновской и Роберта Гербека, прозвали «золотым».
Наталия Сахновская награждена медалью «За оборону Ленинграда». Блокадный дневник Наталии Павловны опубликован в 1992 году в серии «Петербургские мемуары».
Рядом могила, Сахновская Ксения Павловна (1910-1972) - солистка Малого оперного театра. Возможно сестра.
Щекатихина-Потоцкая Александра Васильевна (1892–1967) – русская и советская художница, мастер росписи по фарфору, график (угол Киевской и Калужской дор.).
Училась в рисовальной школе Общества поощрения художников в Петербурге в 1908 -1915 годах у И. Я. Билибина и Н. К. Рериха. Летом 1912 года, в числе других учеников, помогала в росписи Николаем Рерихом Храма Святого Духа в Талашкино (Смоленская область). Эти росписи частично сохранились. Затем училась в академии Рансона в Париже у Феликса Валлоттона и Мориса Дени.
В 1918 г. Щекатихина-Потоцкая была приглашена на Государственный фарфоровый завод, где начала работу над эскизами росписей, а позже и над скульптурными формами.
Жена И. Я. Билибина с февраля 1923 года. С этого времени они жили в Египте, а затем во Франции. В 1936 году вернулась с ним в Ленинград, продолжила работу на фарфоровом заводе. Овдовела в 1942 году. В 1967 году умерла. Работы Александры Васильевны можно увидеть в Эрмитаже.
А вот здесь самое старое из сохранившихся захоронений на Большеохтинском кладбище (пересечение Полтавской и Киевской дор.) - Борщова Елизавета Михайловна (1798–1815).
Елизавета Михайловна - воспитанница Смольного института. Удивительно, что прошло столько лет, а памятник не разрушен, не похищен, и вокруг него стоят цветочки и свечи. Мы положили конфеты. На лицевой стороне высечена надпись: «ДЕВИЦА ЕЛИСАВЕТЪ МИХАЙЛОВНА БОРЩОВА ВОСПИТЫВАВШАЯСЯ ВЪ ОБЩЕСТВЕ БЛОГОРОДНЫХЪ ДЕВИЦЪ".
Умерла совсем молоденькой, скорей всего институт окончить не успела.
На кладбище была похоронена еще одна смолнянка, но более известная - Нелидова Екатерина Ивановна (1758–1839). Дочь поручика Ивана Дмитриевича Нелидова, фрейлина, фаворитка императора Павла I, двоюродная тетка многолетней возлюбленной Николая I – Варвары Аркадьевны Нелидовой. Захоронение находилось вроде бы на Тихвинской дорожке, но на сегодня есть информация, что могила Нелидовой утеряна. Запись о захоронении - ЦГИА СПб, ф.641, опись 1, дело 11, стр.151.
С 1765 по 1775 год - воспитанница Смольного института. По окончании была награждена золотой медалью «второй величины» и вензелем Екатерины II. Екатерина Нелидова была грациозна, музыкально одарена, имела весёлый нрав и остроумие. Всё это выделяло её среди выпускниц.
В 1776 году была назначена фрейлиной к великой княгине Наталье Алексеевне, после её смерти в 1777 году - к великой княгине Марии Фёдоровне. С восшествием на престол Павла I Нелидова становится камер-фрейлиной. Екатерину Ивановну часто называли ангелом императора Павла I. Долгое время именно к её советам он прислушивался с особым вниманием. При дворе, её считали одной из самых влиятельных дам. Но, увы, интриги и заговоры удалили её от двора. Нелидова не имела семьи, много времени провела в Смольном монастыре. Умерла в довольно почтенном возрасте, на руках своей близкой подруги, княгини Трубецкой.
В Русском музее можно увидеть портрет госпожи Нелидовой выполненный Дмитрием Левицким. По заказу Екатерины II он написал серию портретов под названием «Смолянки», в которую вошли семь портретов дворянских дочерей, воспитанниц Смольного института благородных девиц. Одна из них - Екатерина Нелидова. Она одета в театральный костюм, так как воспитанницы Смольного института часто устраивали театральные представления и на них нередко присутствовали члены императорских семей.
Идем дальше. Вокруг тишина, только птицы поют и порхают с одной могилы на другую. Эта часть некрополя менее посещаемая, в некоторых местах всё заросло травой.
Соловьев Георгий Иванович (1904–1966) – актер Александринского театра 1920 - 1931, 1934 – 1966 (Киевская дор.).
После окончания Школы русской драмы на курсе Давыдова, Георгий Соловьев поступил в труппу Александринского театра (в дальнейшем – имени Пушкина), где проработал всю жизнь. Снимался в фильмах-спектаклях «Два брата», «Лес», «Они знали Маяковского».
В 1945–1946 годах Георгий Соловьев принимал участие в сборных концертах Большого зала. В двух из них он выступил вместе с женой – ведущей актрисой Александринского театра Галиной Инютиной.
Жена - актриса Александринского театра Г. К. Инютина. Дочь - актриса, балетмейстер Наталья Георгиевна Соловьева.
Здесь информации не нашла, на памятнике написано – могила купца I гильдии, потомственного почетного гражданина – Евгения Ефимовича Ефимова. Похоже, семейное место, за ним ухаживают.
А здесь привлекло внимание, фото девушки. Имя Анастасия. Кажется у нее на голове фата, и такой пронзительный взгляд. Даты разобрать сложно.
Могила героя нашего времени – Степанянц Владимир Сергеевич (1949-2018). Ликвидатор последствий аварии на Чернобыльской АЭС. 26 апреля 1986 года руководил тушением аварийного энергоблока с воздуха в первые часы после аварии, из командного пункта, находящегося на расстоянии 300 метров от реактора. Кавалер ордена Мужества.
Пьедестал, а памятника нет. Стоит между оградками, таких останков от памятников много и они разбросаны в разных уголках кладбища. На некоторых сохранились надписи. Видела, как из них, делают что-то в виде лесенки, чтобы подняться к захоронению. Выглядит это кощунственно.
Личный почетный Гражданин Димитрий Иванович Крутов, скончался 16 Января 1910 года на 52 году (Харьковская дорожка). Владел водопроводной мастерской.
Деммени Евгений Сергеевич (1898–1969) - актер и режиссер театра кукол, организатор и руководитель Ленинградского кукольного театра (Харьковская дорожка). Строгий гранитный обелиск, а внизу лежит кукла-петрушка.
Первый в Европе игровой кукольный фильм «Макс и Мориц» по произведению Вильгельма Буша был снят Деммени в 1928 году. Первый спектакль в куклах на телевидении «Школяр в раю» Ганса Сакса был поставлен Деммени ещё тогда, когда телевидение в России только зарождалось (1938 год). Первые курсы по подготовке режиссёров и актёров для театров кукол страны были организованы Евгением Сергеевичем ещё в 1927 году.
Член Кабинета Его Императорского Величества, Действительный Статский Советник Моисей Яковлевич Андреев, скончался 4 Марта 1849 года на 76 году от рождения. Здесь же, чиновник 6-го класса Илия Яковлевич Андреев, скончался 1 Марта 1849 года на 60 году от рождения (захоронение у перекрестка Киевской и Воронежской дорожек).
Возможно, умерли от холеры. В 1848-1849 году в Санкт-Петербурге случилась эпидемия. К ней и готовились, и ждали, но она пришла все равно нежданно. 4 июня появился первый больной, прибывший на лодке из Новой Ладоги дьякон, но, он выздоровел. Однако после, случаи начали появляться повсеместно, и болезнь чрезвычайно быстро распространилась по городу. На 16 июня было 697 заболевших и 350 умерших, на 23 июня – 1181 заболевших и 610 умерших. Несмотря на все принимавшиеся меры, размах болезни достиг невиданного прежде масштаба, смертность составляла около 50 %. Люди старались уехать из города в деревни, но и там их настигала болезнь. Умирали как бедные, так и богатые, болезнь не щадила никого. Холера унесла жизни выдающейся русской балерины Авдотьи Ильиничны Истоминой, известного живописца Андрея Ивановича Иванова, вице-директора Императорской Военной академии генерал-лейтенанта Карла Павловича Ренненкампфа, военного историка сенатора Александра Ивановича Михайловского-Данилевского, председателя Государственного совета и Кабинета министров графа Василия Васильевича Левашова, великого петербургского зодчего Карла Ивановича Росси и многих других. В эпидемию 1848 года в Петербурге заболело 32 326 человек, умерло – 16 509. Из 1848-го года холера плавно перетекла в 1849-й, а из него затем в 1850-й. По числу жертв, это была самая крупная холерная эпидемия за всю историю Петербурга
Потомственный почетный гражданин, купец 2-й гильдии Петр Васильевич Куницын (1832 – 1898), и его вдова Елена Ивановна Куницына (1842 – 1903). Захоронение на Рязанской дорожке.
Просто крест, информации нет, посажены цветочки. Приятно видеть, когда за могилой ухаживают.
Здесь разруха. Грустно...
Василий Григорьевич Власов (1896—1959) – советский ученый, кораблестроитель, педагог, контр-адмирал. Один из ведущих деятелей советского военного судостроения, привлекался к созданию боевых кораблей, строившихся в СССР в 1930-1950-х годах.
Наиболее важные исследования Власова относятся к вопросам непотопляемости корабля. Особенно велик был его вклад в создание советских подводных лодок типов «Д», «Л», «Щ», «М», во время работы, над проектами которых Власов отвечал за решение ряда принципиальных теоретических вопросов. Книги и статьи Василия Власова актуальны и в настоящее время. По его книге «Статика корабля» и сегодня учатся в кораблестроительных учебных заведения. Его работы можно найти в библиотеках университетов и институтов многих стран.
Следующее захоронение - врач Петр Андреевич Беневоленский (1843 – 1895). Захоронение на пересечении Саратовской и Киевской дорожек.
Сразу за ним могила его жены. Сибирячка, жена студента, Анна Александровна Беневоленская, скончалась в 1873 году, на 21 году от рождения. Судя по датам, брак был недолгим, но, у них родился сын – Василий Петрович Беневоленский (в 1883 г. ученик гимназии Гуревича в СПб).
Беневоленский Петр Андреевич, будучи студентом Медико-Хирургической академии, занимался в Петербурге в Введенской воскресной школе и в начале июня 1862 года был арестован за пропаганду среди учеников.
7 июля 1862 года заключен в Петропавловскую крепость. В январе 1863 года судом был приговорен к лишению всех прав состояния и к каторжным работам на 5 лет 4 месяца.
В виду чистосердечного признания, по ходатайству суда, каторжные работы ему заменили ссылкой на поселение в отдаленнейшие места Сибири. С 4 августа 1865 года находился на поселении в Тесинской волости Минусинского округа. В марте 1866 года отправлен в Киренск (Иркутск. губ.). В 1867 году возвращен из Сибири и водворен под надзор полиции в Самарскую губернию. В 1871 году получил полное помилование.
С 1877 года врач. 16.03.1892 уволился после 10 лет безупречной службы по неизлечимой болезни с назначением пособия. 02.07.1893 служит в больнице Арестного дома. 31.07.1895 из очередного отпуска вовремя не вернулся, т.к. заболел острым воспалением почек и поступил на излечение в Царскосельский придворный госпиталь. Скончался 15.11.1895. На погребение выделены средства из СПб горуправы.
Калганов Юрий Николаевич (1902–1957) - актер, артист Малого оперного театра, один из организаторов радиовещания Ленинграда (Саратовская дор.). Юрий Николаевич успешно совмещал артистическую деятельность с радиорежиссурой. Диктор, режиссер, директор довоенного радио. Во время блокады работал в осажденном Ленинграде.
Лерри (настоящая фамилия Легалов) Иван Абрамович (1874–1953) – артист цирка, мастер конной дрессуры (угол Киевской и Единоверческой дор.. ) Вместе с ним похоронены его жена Елизавета Антоновна Лерри
(1897-1972) - гротеск-наездница, а также его внучка и ученица Валентина Кенсариновна Лерри (1934- 2015) - наездница.
Иван Абрамович родился в семье крестьянина. С 6 лет - в бродячем цирке. Овладел многими цирковыми жанрами. Был антиподистом и эквилибристом с ножной лестницей, но своё призвание нашёл в дрессировке лошадей. До 1917 держал антрепризу в провинциальных городах, преимущественно в Белоруссии и на Украине.
В советском цирке его конюшня из двенадцати лошадей считалась одной из лучших. У него было много разнообразных и интересных программ: «Конное табло», «Ширмы», «Колесница», «Карнавал в Риме», «Лошадь в ресторане» и др.
Владимиров Игорь Петрович (1919-1999) – советский и российский актер и режиссер театра и кино, театральный педагог (Единоверческий участок).
Воевал на Ленинградском фронте. В 1945 году поступил на актерский факультет Ленинградского театрального института (ныне Российский государственный институт сценических искусств, класс И.В. Мейерхольд и В. В. Меркурьев), который окончил в 1948 году. В 1948-1949 годах, актер Ленинградского областного театра оперетты и Ленинградского гастрольного театра. В 1949-1956 годах, актер Ленинградского театра им. Ленинского комсомола (ныне «Балтийский дом»). Творческую судьбу Игоря Владимирова во многом определила встреча с Георгием Товстоноговым, возглавившим театр в том же 1949 году. Молодой актёр не только был занят в спектаклях режиссёра, но и смог под его руководством попробовать себя в роли режиссера. В 1956 году вместе с Г. А. Товстоноговым перешёл в Большой драматический театр им. М. Горького (ныне им. Г. А. Товстоногова), где до конца 1960 года работал в качестве режиссёра-стажёра. Одновременно ставил спектакли и в других ленинградских театрах. Во время работы над спектаклями «Время любить» и «Случайные встречи» в театре им. В. Ф. Комиссаржевской, Игорь Петрович познакомился с молодой актрисой Алисой Фрейндлих. Их творческий и семейный союз на долгие годы определил судьбу театра им. Ленсовета. Это был второй брак. Первая жена И. Владимирова – актриса Зинаида Шарко. Был еще и третий брак, с молодой актрисой Инессой Перелыгиной. С ней он прожил последние годы.
С ноября 1960 года Игорь Петрович главный режиссёр и художественный руководитель Ленинградского театра им. Ленсовета (1992-1999 - Открытый театр). Театром руководил до конца своей жизни. В 1963-1998 годах преподавал в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии (ныне Российский гос. институт сценических искусств, с 1980 - профессор).
А вот и могила первой жены И. Владимирова.
Зинаида Максимовна Шарко (1929-2016) - советская и российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР, лауреат Международной премии имени К. С. Станиславского «За вклад в театральное искусство» (1997) и театральной премии «Золотая маска» (2013).
В течение нескольких десятилетий, при Георгии Товстоногове, Зинаида Шарко была одной из ведущих актрис Большого драматического театра.
Кинозрителям актриса известна как исполнительница главной роли в фильме Киры Муратовой «Долгие проводы» и в фильме Виталия Мельникова «Луной был полон сад». Могила находится рядом с могилами времен Второй Мировой войны, вход со стороны ул. Партизанской (Единоверческий участок).
Белосельский Николай Флорович, скончался 16 июня 1915.
Белосельская Агафия Васильевна, скончалась 23 Октября 1908 года. Захоронения на углу Единоверческой и Уральской дорожек, недалеко от выхода с кладбища на ул. Партизанскую. Информации немного, есть сведения, что в 1907–1917 годах лавками в Новорыбном рынке владели: купец Григорий Николаевич Белосельский, купец Николай Флорович Белосельский (рыбная, фруктовая и ягодная торговля).
Могила контр-адмирала Ивана Ивановича Величко (1905-1951) и Екатерины Семёновны Величко (1913-1990).
Иван Иванович участвовал в обороне островов Выборгского залива, обороне Ленинграда. Во время подготовки к наступательным операциям флота и войск Ленинградского фронта в 1944 году, принимал непосредственное участие в переброске частей Красной армии на Ораниенбаумский плацдарм. После войны продолжил руководить политотделом училища, которое с июля 1948 года называлось 1-ое Балтийское высшее военно-морское училище. С мая 1949 года начальник Военно-морского политического училища им. А. А. Жданова.
Вологдин Виктор Петрович (1883–1950) - ученый-строитель, профессор (Единоверческая дор.).
Один из основоположников российской электросварки. В 1928 году он спроектировал и построил цельносварной Казанский мост на полуострове Шкота во Владивостоке. В настоящее время мост является единственной общедоступной дорогой с Эгершельда (р-н полуострова Шкота), по которому ежедневно идёт сплошной поток большегрузного транспорта из порта.
В 1935 году в Ленинграде построил первый полусварной морской пароход «Седов». Под влиянием Вологдина на ряде заводов началась постройка сварных доков, теплоходов для Каспийского моря и других цельносварных судов. Спроектировал и построил первое в СССР цельносварное судно.
Здесь привлекала внимание скульптура из камня, захоронение современное.
Ширипина Елена Васильевна (1910–1981) – русская и советская артистка балета, педагог (угол Смоленской и Галицкой дор.).
По окончании Ленинградского Хореографического училища в 1926 году (выпуск Агриппины Вагановой) поступила в балетную труппу Государственного академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр). С 1926 по 1945 год Елена Васильевна исполняла сольные партии в спектаклях театра.
Начиная с 1931 года, Елена Ширипина преподавала в Ленинградском Хореографическом училище. С 1934 по 1941 год она являлась ассистентом Агриппины Вагановой на педагогическом отделении Ленинградского Хореографического училища. С 1944 по 1968 год - репетитор и педагог класса усовершенствования в Ленинградском театре оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Мариинский театр).
Графтио Генрих Осипович (1869–1949) - ученый-электротехник, гидроэнергетик, строитель первых гидроэлектростанций в СССР (угол Смоленской и Ржевской дор.).
Могилу академика Графтио видно издалека, она украшена фотографиями его работ.
Графтио в 1900-1917 годах проектировал и строил железные дороги, составил проекты электрификации железной дороги Крыма и Закавказья, электрификации Варшавского железнодорожного узла (1899), ГЭС «Белый Уголь» на реке Подкумок (1903), ГЭС на реке Вуоксе (около 1905), на реке Малая Иматра (1905), на реке Волхов (1911), а также, по предложению городских властей Петербурга, спроектировал и организовал движение электрического трамвая в Петербурге, открытое 29 сентября 1907 года. В 1917 году разработал проект сооружения наземного «железнодорожного метрополитена» от Балтийского вокзала до железнодорожной станции Удельная в Петрограде.
В 1921 году возглавил строительство Волховской ГЭС. Руководил строительством Нижнесвирской ГЭС, где впервые в практике мирового гидростроительства реализовал опыт возведения плотины с большим напором на слабых грунтах.
Мельников Николай Захарович (1896–1967) – советский театральный художник, заслуженный деятель искусств РСФСР (угол Смоленской и Ржевской дор.).
Сотрудничал с разными театрами, занимался оформлением спектаклей. Пример его работы, эскиз сцены кабачка Лилас-Пасья для оперы Бизе «Кармен» (1930-е).
Гали Иосифовна Большакова (1892-1949) – заслуженная артистка, педагог (Смоленская /Павелецкой дор.).
Первоначальное хореографическое образование получила в Москве. В 1909 окончила Петроградское театральное училище (ученица К. Куличевской). В 1909-1941 годах работала в Мариинском театре (Театре оперы и балета им. С. М. Кирова).
Большакова обладала большим сценическим обаянием. В 20-е годы исполняла ведущий репертуар, среди которого выделялась партия Царь-девицы. Из воспоминаний артиста балета и оперы Николая Солянникова: «Когда Большакова танцевала в золотых тюниках, с русой косой за спиной, зритель верил, что перед ним Царь-девица, которую во сне увидел старый хан».
В 30-е годы Гали Иосифовна была педагогом и художественным руководителем детской танцевальной группы ЛДК им. А. М. Горького, в 1944-1949 вела классы усовершенствования артистов в Ленинградском Малом театре.
Здесь же похоронена Лидия Иосифовна Большакова (1893 -1973).
На оградке висит табличка Мариэтта Харлампиевна Франгопуло, скончалась 25 апреля 1979 года. Тоже артистка балета, коллекционер, основательница и хранительница школьного музея Ленинградского хореографического училища (с 1991 года – Академия русского балета им. А. Я. Вагановой).
Мариэтта Харлампиевна автор работ по истории петербургского балета. Вот нашла фото одной из её работ по истории хореографии.
Еще несколько историй.
Здесь захоронены два члена знаменитой семьи Бенуа - архитектор М. К. Бенуа (один из авторов станции метро "Балтийская" и домов на Суворовском проспекте) и его жена, один из ведущих реставраторов Петербурга И. Н. Бенуа.
Михаил Бенуа - архитектор-художник, сын Константина Михайловича Бенуа (1885-1950), внук Михаила Николаевича Бенуа (1862-1930), правнук архитектора Николая Леонтьевича Бенуа.
В 1933-1938 учился на архитектурном факультете Института им. Репина. В 1941-1944 служил в армии. С 1945 работал в архитектурном бюро Ленпроект с Е .А. Левинсоном и И. И. Фоминым. Среди работ: проекты станции метро «Балтийская» (1947, совместно с А. И. Кубасовым и Ф. Ф. Олейниковым), застройки Суворовского проспекта и Тульской улицы (1946, совместно с И. И. Фоминым), дома на Дворцовой набережной в Ленинграде.
Жена Ирина Николаевна Бенуа (1912-2004) - архитектор-реставратор, Народный архитектор России, одна из основателей школы реставраторов Ленинграда, восстанавливала памятники Ленинграда и окрестностей.
Это захоронение обнаружено благодаря моему читателю (Андрею Лёвину). Рядом с могилами его близких, находится участок, где похоронен Степан Васильевич Балашов (1883 - 1966) - артист оперы и оперетты, вокальный педагог.
С. П. Балашов обучался пению в Московской консерватории (с 1903), также брал уроки у А. Броджи, Максимилиана Полли, Н.Н. Фигнера. В 1908 участвовал в кружке "Комическая опера", в 1909 -1911 - в московском "Кружке исторической музыки". В 1911-1912 выступал в Московском театре миниатюр (в водевилях и опереттах) и в Опере С. Зимина. В 1912-1919 - солист петербургского Народного дома (до 1917 антреприза Н. Фигнера, затем А. Аксарина). В 1919 дебютировал в Петроградском ГАТОБе, выступал преимущественно в спектаклях Государственного академического театра комической оперы (позднее МАЛЕГОТ).
Репертуар Степана Васильевича насчитывал свыше 50 партий. Лучшие партии: Фауст (одноименная опера Ш. Гуно), Рудольф ("Богема" Дж. Пуччини, 1921), Герцог ("Риголетто" Дж. Верди), Альфред ("Травиата" Дж. Верди), Царь Берендей ("Снегурочка" Н. Римского-Корсакова, 1928), Звездочет ("Золотой петушок" Н. Римского-Корсакова, 1919), Левко ("Майская ночь" Н. Римского-Корсакова), Граф Альмавива ("Севильский цирюльник" Дж. Россини).
Место захоронения: на Вологодской дорожке между Ярославской и Павелецкой по правой стороне, если идти от церкви. Примерные координаты - E30.42353, N59.94736.
Еще одно захоронение, о котором я узнала благодаря одному из моих читателей. Спасибо за комментарий от Сергея Дмитриева: «Очень жаль, что нет истории великого артиста, легендарного, незаслуженно забытого певца, солиста Кировского театра, Тихого Василия Федоровича. Его история легла в основу сценария фильма "Музыкальная история" про таксиста, который стал оперным певцом. Похоронен на Олонецкой дорожке».
Итак, что удалось найти. Тихий Василий Федоровича (14.01.1892-12.12.1951) – солист Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова (Мариинский театр), заслуженный артист РСФСР.
В 1927 году Василий Тихий окончил Ленинградскую консерваторию и был принят в труппу Государственного театра оперы и балета им. Кирова (Мариинского), где дебютировал в 1928-м в партии Юродивого в «Борисе Годунове». В театре он служил до 1951 года.
За долгую творческую жизнь он исполнил более пятидесяти партий в операх русского и зарубежного репертуара: князь в «Русалке», Ленский, Альмавива в «Севильском цирюльнике», Фауст, Баян и Финн в «Руслане и Людмиле», Берендей в «Снегурочке», Стрешнёв в «Хованщине» и мн.др. В 1951 году В. Ф. Тихий оставил оперную сцену.
Данных о связи истории жизни Василия Федоровича и сценария фильма «Музыкальная история» (о них упоминалось в комментарии читателя), я не нашла. Есть несколько упоминаний в интернете с ссылками, но по ним информация не отслеживается. И можно сказать, что биография везде приведена очень краткая, и нет практически никаких деталей такой интересной жизни. Если кто-то владеет информацией, можно добавить в комментарии, я отредактирую статью.
Асмус Ирина Павловна (1941-1986) – советская цирковая артистка, клоунесса (Ясеневая/Вишневая дорожка).
Думаю, есть здесь те, кто помнит «АБВГДейку». Эта передача для детей появилась в середине 70-х и была невероятно популярной. Бессменной ведущей «АБВГДейки» была Татьяна Кирилловна Черняева, а помогали ей клоуны. Самыми популярными были Клёпа и Ириска. Настоящее имя Ириски – Ирина Асмус.
Родилась Ирина в Ленинграде, с детства мечтала о карьере актрисы. Она танцевала, пела, была очень артистичной. Первоначально Ирина хотела поступить в хореографическое училище, и почти поступила, но там ее сразу предупредили, что с таким маленьким ростом в балете ей не пробиться. Она подумала, забрала документы и поступила в Государственное училище эстрадного и циркового искусства. Ее первым местом работы стал цирк. Ирина работала эквилибристкой на першах – так называются длинные палки. Ирина выполняла трюки под куполом и однажды во время репетиции сорвалась и получила травму. Работать на высоте ей запретили. Она ушла из цирка и стала артисткой театра. За короткое время она сыграла роли Джульетты, Золушки, принцессы Елизаветы в «Принце и нищем» и Раймонды в «Романтике для взрослых». Но, Ирину постоянно тянуло в цирк, и она играла там во время школьных каникул. Однажды в цирке её увидел драматург Александр Володин. Они были хорошо знакомы, и он воскликнул: «Ириска, а ты что здесь делаешь?». Прозвище моментально за ней закрепилось. В 1977 году начала сниматься в телевизионной передаче «АБВГДейка» с прозвищем Ириска. Именно эта роль и принесла артистке наибольшую известность в СССР. В 1985 году Асмус заменили другой исполнительницей, значительно моложе.
Ирина вернулась в цирк, и здесь вскоре случилась трагедия. В марте 1986 года, во время гастролей в Гомеле, Ириска выполняя эффектный трюк под куполом цирка, упала на манеж с большой высоты. Погибла мгновенно в результате многочисленных травм. Ей было всего 44 года.
Позже эксперты установили, что во время исполнения трюка отказал механизм машинки вращения для виса в зубах («зубник»).
И последнее захоронение, его мы искали долго. Могила старая, памятник стоит тыльной стороной к дорожке, и найти его непросто. Личность не знаменитая, но трагедия, в которой погиб Василий Васильевич, многим известна из истории нашей страны.
Басков Василий Васильевич (1846–1888) - ездовой придворно-конюшенной части, погиб во время крушения Императорского поезда 17 Октября 1888 года (Рыбинская дорожка). Один из 21 погибших.
Крушение императорского поезда произошло на участке Курско-Харьково-Азовской (ныне Южной) железной дороги у станции Борки под Харьковом. Несмотря на многочисленные человеческие жертвы и сильные повреждения подвижного состава, в том числе царского вагона, сам император Александр III и члены его семьи остались живы.
Вагон с императорской столовой, в которой находились Александр III и его жена Мария Федоровна с детьми и свитой, был полностью разрушен. Без колёс, со сплюснутыми и разрушенными стенами, он полулежал на левой стороне насыпи. Когда после разрушения пол провалился и осталась одна рама, то все оказались на насыпи под прикрытием крыши. Утверждают, что Александр III, обладавший недюжинной силой, держал на плечах крышу вагона, пока семья и слуги выбирались из-под обломков.
Во всём поезде, состоявшем из 15 вагонов, уцелело только пять. Остались целыми также и оба паровоза. Вагон, в котором находились придворно-служащие и буфетная прислуга, был полностью уничтожен, все находившиеся в нём погибли. В вагоне царских детей в момент крушения находились великая княжна Ольга Александровна с няней и малолетний князь Михаил Александрович. Ольгу с няней выбросило на насыпь, а Михаила вынул из-под обломков солдат при помощи самого государя. В то время везде говорили, что случилось чудо. На месте катастрофы возвели храм.
Версий трагедии было несколько: неисправность жд путей, превышение скорости, и даже теракт. Но, суд установил, причина – плохое состояние жд путей и превышение скорости.
Еще одно дополнение от читателя с ником Норка интроверта: "Официально старейшим из сохранившихся памятников считается надгробная плита на Ладожской дорожке, на которой написано "На семъ месте погребено тело гофинтенданского ведомства мастеровой Михайло Алмазов. Жития было 70 лет. Преставился в 1788 году".
Информация от читателя Галины С. : "И еще на Большеохтинском кладбище похоронен Рудольф Фурманов, дата смерти 09.04. 2021г., выдающийся деятель нашего города, советский и российский театральный режиссёр, актёр, продюсер, литератор, антрепренёр; народный артист Российской Федерации (2008). Основатель и художественный руководитель — директор Санкт-Петербургского театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова (1988—2021).
Рудольф Давыдович Фурманов родился в Ленинграде. В блокаду, в возрасте 4 лет попал под бомбежку и был контужен. Начал сниматься в кино с детства ("Первоклассница", "Кортик" и др.). Сыграл более 80 ролей в кино и театре. 1 ноября 1988 года основал в Ленинграде театр "Русская антреприза имени Андрея Миронова". Автор нескольких книг, автор и ведущий цикла телепрограмм «У меня ещё есть адреса» на Пятом канале и «Телевизионная театральная гостиная Рудольфа Фурманова» (более ста программ) на телеканале «Санкт-Петербург». Захоронение находится недалеко от администрации кладбища.
Спасибо Юрию Сафронову : "Дополню из личного архива: На плане Б. Охтенского кладбища 1916 года указана могила под № 2 "Кормилицы Импер. Александра 1-го Е.П. Петровой, под №3 "гр. П.А. Шувалова", под №4 "Пожарных Васильевской части (братская могила)".
Спасибо Юлии Л. за информацию о захоронении замечательного, талантливого актера Константина Константиновича Григорьева (1937-2007). Думаю многие помнят его по фильмам: "Сибириада", "Раба любви", "Сыновья уходят в бой", "Хождение по мукам", Трактир на Пятницкой", "Зеленый фургон", "Остров сокровищ" и других.
А ещё Григорьев занимался живописью, резьбой по дереву, изготавливал изделия из серебра, играл на гитаре и банджо, писал стихи, рассказы, сценарии, песни и даже оппереты. Песня на его стихи «Дождь на Неве» в 60-е годы была любима ленинградцами:
Дождь по асфальту рекою струится,
Дождь на Фонтанке и дождь на Неве.
Вижу родные и мокрые лица,
Голубоглазые в большинстве.
Скончался Константин Григорьев от онкологического заболевания 26 февраля 2007 года в Санкт-Петербурге. Похоронен рядом с бабушкой, с которой пережил блокаду. Надгробие у него скромное, особо не приметное. Точно не могу назвать участок захоронения, находится он между Конной и Ирбитской дорожками, зайти лучше с пр. Энергетиков.
Следующее захоронение я не нашла, но хочется о нем упоминуть, возможно кто-то из читателей знает или видел его.
Кузнецова Вера Андреевна (1907- 1994) - заслуженная артистка РСФСР, на театральной сцене выступала с 1928. В октябре 1940 года Вера Кузнецова вместе с театром отправилась на длительные гастроли на Дальний Восток. Начало войны застало артистов в Хабаровске. По решению правительства театр остался на Дальнем Востоке, обслуживая трудовые бригады, пограничные заставы, экипажи военных кораблей. В 1943 году театр был направлен на Урал, где продолжил свою работу. Летом 1944 года Вера Кузнецова в течении трех месяцев была участницей фронтовой бригады, выступающей на передовой перед бойцами 2-го Белорусского фронта. В Ленинград Вера Кузнецова вернулась вместе с театром уже после войны – в 1945 году.
В кино актриса дебютировала довольно поздно. Зато первая же её большая роль стала событием - она сыграла Агафью Карповну в фильме "Большая семья". В 1955 - лауреат в номинации «Лучший актерский ансамбль» в фильме «Большая семья» на X Международном кинофестивале в Каннах.
За главную роль в картине "Жили-были старик со старухой" получила специальный диплом XVIII Международного кинофестиваля в Каннах (1965).
С тех пор Веру Кузнецову снимали практически ежегодно самые известные кинорежиссёры. Героини Веры Андреевны Кузнецовой очень близки и узнаваемы зрителями.
С 1971 года работала штатной актрисой киностудии «Ленфильм».
Ещё будучи артисткой Театра Пролеткульта Вера Андреевна познакомилась с актёром Анатолием Ивановичем Кузнецовым (1905- 1954), за которого в 1927 году вышла замуж и прожила с ним до самой его кончины.
У супругов родилось двое сыновей - Всеволод и Юрий. Всеволод Анатольевич Кузнецов (1928 - 2003) впоследствии стал актёром, служил на сцене Ленинградского Большого Драматического Театра и много снимался в кино. Умер 4 июля 2003 года. Похоронен на Волковском православном кладбище Санкт-Петербурга.
Младший сын Юрий Анатольевич Кузнецов (1945-1984) умер от рака. Похоронена актриса на Большеохтинском кладбище, рядом с мужем и сыном. Вроде как на главной аллее, но могилу я не нашла.
Вот здесь и закончим нашу прогулку по Большеохтинскому некрополю. Мы вместе с вами вспомнили многих, кто когда-то давно был знаменит, познакомились с теми, кого и не знали, узнали о тех, кого редко упоминали где-либо.
Спасибо всем, кто читает и предлагает дополнения и уточнения к статье. Информация от Эдуарда Чабанова, дополнить информацию о спортсменах.
Аркадий Васильевич Макаров - советский конькобежец, хоккеист. Мастер спорта СССР по хоккею с мячом (1935) и конькобежному спорту (1946). Заслуженный тренер РСФСР (1962). Тренер сборной Ленинграда 1948 -1968, ВДСО «Трудовые резервы» (Ленинград) 1948 -1960, ДСО «Водник» (Ленинград) 1960 -1963, ШВСМ (Ленинград) 1963 -1976. Член тренерского совета Ленинграда. Выступал за «Водник» (Архангельск) и «Динамо» (Ленинград.)
Аркадий Васильевич родился в Архангельске в большой и трудолюбивой семье. Его отец Василий был опытным механиком. В семье было одиннадцать человек, и из них только двое мужчин - он сам и его отец.
С раннего детства Аркадий был занят тяжелым трудом. Он рубил и заготавливал дрова на зиму, работал на небольшом ножном токарном станке и помогал отцу, постигая азы механики.
Несмотря на все свои обязанности по дому и в школе, Аркадий находил время для занятий спортом. Он увлекался коньками и хоккеем с мячом, играя на позиции полузащитника. В 1932 и 1933 годах Аркадий Васильевич установил всесоюзные рекорды на дистанциях 500 и 1000 метров.
В 1934 году Аркадий переехал в Ленинград, где начал тренироваться под руководством В.И. Калинина. Его результаты не заставили себя ждать, и в течение нескольких лет он становился чемпионом и призёром города по конькобежному спорту на дистанции 500 метров. Кроме того, он продолжил играть в хоккей с мячом за команду «Динамо», где также достиг успеха, став чемпионом Ленинграда. Он продолжал участвовать в соревнованиях до 1940 года.
С 1941 года он участвовал в Великой Отечественной войне, где был награждён многими орденами и медалями, в том числе медалью «За оборону Ленинграда».
После окончания войны, в 1945 году, он продолжил участвовать в соревнованиях по конькобежному спорту в Ленинграде. Его карьера спортсмена продолжалась до 1948 года, после чего он завершил её и посвятил себя тренерской работе. Макаров тренировал ленинградских спортсменов до своей смерти. Скончался в 1976 году. К сожалению, не нашла фото.
До новых встреч в интересных местах.
Санкт-Петербург. Большеохтинский некрополь, часть I