Найти тему
Катехон

Палестина: как западная помощь способствует колониализму Израиля

Оглавление

В течение последних 30 лет международная помощь использовалась как инструмент подавления, замалчивания и сохранения контроля над палестинцами.

С момента подписания первых Соглашений в Осло в 1993 году международные спонсоры потратили более 50 миллиардов долларов на иностранную помощь на оккупированной палестинской территории (ОПТ). Это финансирование было направлено через западную модель развития, которая была разработана (по крайней мере на первый взгляд) для содействия экономическому и институциональному развитию Палестины.

Западные архитекторы этой модели надеялись, что если им удастся «подтянуть палестинцев» до Израиля в развитии, то мир воцарится, как только два либерально-демократических режима израильского и палестинского государства будут существовать рядом друг с другом в Леванте.

Но эта модель явно игнорировала колониальный характер израильского правления — неотъемлемое опустошение, вызванное хищническими колониальными структурами контроля — и возлагала бремя миростроительства на плечи палестинцев, требуя, чтобы они изменились, чтобы соответствовать туманным стандартам развития, определенным ближайшими западными союзниками Израиля, прежде чем наступит мир.

Тем не менее, финансирование было принято по доброй воле палестинцами, которые поверили в то, что мирный процесс, начатый в Осло, приведет их к свободе, используя спонсорское финансирование как возможность создать свои собственные институты после десятилетий прямого израильского правления. Конечная цель палестинцев состояла в том, чтобы создать свое собственное государство и стать свободными после того, как спонсируемый США процесс, начатый в Осло, пройдет через «переходный период», который не должен был превышать пяти лет и завершился еще в 1999 году.

Эта помощь была ключом к (колониальной) логике западной модели, используемой в качестве инструмента для реформирования (читай: цивилизования) палестинцев и поддержки их в переходный период израильского правления, чтобы достичь точки, в которой они могли бы независимо и мирно существовать рядом с Израилем.

Далеки от свободы

Хотя финансирование было использовано для создания полуавтономной Палестинской администрации (ПА) и ограниченных палестинских институтов самоуправления, таких как здравоохранение и образование, ни помощь по соглашениям, заключенным в Осло, ни одноименный процесс не приблизили палестинцев к свободе и самоопределению.

Это никогда не позволяло палестинцам построить экономику, способную поддержать народ в его борьбе против оккупирующей державы, которая колонизирует и изгоняет его с большей части оставшейся земли (примерно 22% исторической Палестины).

Вместо этого это финансирование было почти немедленно использовано для компенсации экономических потерь, нанесенных палестинцам в результате карательной политики Израиля, такой как блокада, строительство поселений и ограничения на торговлю.

Помощь стала спасательным кругом для ОПТ, когда мирный процесс превратился в крайнее насилие во время Второй интифады с 2000 по 2006 год.

Затем западные политики обновили свою модель развития, сосредоточив внимание на палестинском секторе безопасности. Они считали, что если ПА сможет координировать свои действия с Израилем и обеспечивать его безопасность, сдерживая «насилие» со стороны палестинских вооруженных группировок, тогда можно будет возобновить мирные усилия.

И снова ответственность за реформы и мир была возложена непосредственно на палестинцев, опять же на основании расистского колониального предположения о том, что именно они наиболее склонны к насилию, в отличие от либерально-демократического Израиля.

Западные политики и сторонники развития возобновили свою работу по изменению других аспектов палестинских институтов и общества. Новая модель включала в себя понятия эффективности помощи, надлежащего управления и прозрачности, которые стали популярными в секторе помощи в 2000-х годах в ответ на разрушения, вызванные неолиберальными (и неоколониальными) системами помощи, существовавшими в «потерянное десятилетие» 1980-х годов, и Вашингтонским консенсусом в 1990-е годы.

Многие благонамеренные специалисты по развитию вложили значительное время и ресурсы в то, чтобы обновленная модель развития, принятая в Осло, заработала, и это оказалось «настолько успешным», что даже Всемирный банк счел, что к 2011 году палестинцы были готовы управлять своим собственным государством.

Однако в 2023 году палестинцы еще дальше от самоуправления, чем 12 лет назад.

Четыре подхода

Более десяти лет я вместе с моим коллегой, доктором Джереми Уайлдманом, отслеживал оказываемую помощь. Существуют разные точки зрения на то, почему модели «Помощь во имя мира», принятые в Осло, так позорно провалились после 30 лет и 50 миллиардов долларов финансирования. Это включает в себя некоторые точки зрения, что это не обязательно было неудачей. Например, есть специалисты («инструменталисты»), которые считают, что модель, принятая в Осло, была и остается разумной по своей сути, но что внешняя «политика» помешала ей добиться успеха.

«Неоколонизаторы», напротив, являются реалистами в вопросах оказания помощи, понимая, как помощь может быть использована в качестве инструмента для успешного подавления, замалчивания и сохранения контроля над палестинцами, а также для поддержки статус-кво интересов Израиля и Запада.

Затем есть «критические инструменталисты», которые разделяют веру «инструменталистов» в модель помощи Осло, но, напротив, сосредотачиваются на политике израильской военной оккупации ОПТ, нарушениях прав человека в отношении палестинцев, строительстве израильских поселений и международном праве как основных препятствиях, которые необходимо устранить для достижения развития и мира.

Наконец, есть критики, которые, как и мы, считают, что модель помощи — это не процесс освобождения, а скорее чужеродный инструмент внешнего господства, к которому нужно относиться с подозрением и которому в конечном итоге нужно сопротивляться.

Принципы эффективности помощи, подобные тем, которые содержатся в Парижской декларации 2005 года и Аккрской программе действий 2008 года, могут использоваться в качестве антиколониального инструмента для оценки того, как западные спонсоры действуют в регионах Глобального Юга, таких как ОПТ.

Один из наиболее важных принципов заключается в том, что спонсоры должны вести свою деятельность открыто и иметь свободный доступ к информации о том, на что они тратят свое финансирование. Это связано с тем, что для любого суверенного народа крайне важно всесторонне понимать, какое иностранное финансирование поступает в их общество и на что оно расходуется в интересах каждого спонсора.

Это также условие хорошего управления и либерального институционализма, который спонсоры намерены развивать для палестинцев, чтобы прозрачно показать, откуда поступает финансирование и как оно используется их правительством.

Отслеживание палестинской помощи

Начиная с 2016 года, мы с доктором Уайлдманом неоднократно пытались отслеживать спонсорское финансирование на ОПТ.

Главной целью нашей работы было отследить и проанализировать эту помощь и создать всеобъемлющую общедоступную базу данных обо всех потоках помощи. Предоставление значимой информации является важным и решающим шагом к системам демократического надлежащего управления, которые палестинцы стремятся реализовать на пути к автономному правлению.

С этой целью в 2022 году мы провели исследование для Сети палестинских неправительственных организаций, отследив 41 известного спонсора, на долю которых пришлось около 90% помощи ОПТ в 2017–2021 годах. Эти действующие лица сыграли определяющую роль в понимании того, как могут быть структурированы палестинские институты и как они служат палестинскому обществу. Мы обнаружили явное отсутствие прозрачности помощи в 2022 году, которая заметно ухудшилась по сравнению с аналогичными прошлыми опросами, которые мы проводили в 2016 и 2017 годах.

В 2022 году мы собирали данные тремя различными способами: (1) обращаясь напрямую к спонсорам и их миссиям на ОПТ за информацией об их расходах на помощь; (2) просматривая веб-сайты спонсоров и каталогизируя онлайн-отчеты об их расходах на помощь OPT; и (3) путем экстраполяции наборов данных, найденных в базе данных Мастера запросов ОЭСР для международной статистики развития (QWIDS).

Мы обнаружили, что менее 30% спонсоров, к которым мы обратились, предоставили нам данные, необходимые для понимания того, что именно они и международное сообщество финансируют в Палестине.

Между тем, данные на их веб-сайтах, далекие от прозрачных и легкодоступных, может быть довольно сложно найти, если они вообще существуют в Интернете, и они могут быть недоступны даже на английском языке, не говоря уже об арабском языке, необходимом для того, чтобы коренные народы несли ответственность за процесс помощи.

Наконец, база данных QWIDS предоставляет широкий обзор финансирования помощи на ОПТ от ограниченного числа спонсоров, которые предоставляют эту информацию в базу данных.

Результатом нашего исследования стало то, что после значительных затрат времени на проведение исследования опытными исследователями помощи Палестине мы получили очень ограниченное представление о том, как выглядела помощь международных доноров в OPT 2017-21.

Наш главный вывод заключался в том, что спонсоры не пытались быть прозрачными или подотчетными палестинцам в то время, когда наблюдается видимый упадок поддерживаемых Западом институтов и систем надлежащего управления ПА на фоне усиления израильской колонизации палестинских земель.

Вред спонсоров

Влияние спонсоров на палестинское государство и общество существенно в колонизированной экономике ОПТ.

Хотя спонсоры могут считать, что они помогают палестинцам посредством своих расходов на помощь, именно их бездействие в устранении и исправлении коренных причин того, что они называют «политическим тупиком», способствует насильственному статус-кво, в сочетании с помощью, выделенной в Осло, которая организована таким образом, что фактически помогает Израилю компенсировать расходы на его оккупацию и субсидирует продолжающуюся колонизацию палестинской земли.

Перед нами, по-видимому, наихудшая комбинация «инструменталистов», игнорирующих фундаментальные политические проблемы, вызывающие конфликт на ОПТ, и «неоколониалистов», использующих свою модель для поддержки израильского колониализма.

Между тем, для палестинцев важно, чтобы иностранная помощь, поступающая на их территорию, точно измерялась, чтобы у них была информация, необходимая для понимания того, что она финансирует, чтобы они могли взять на себя ответственность за нее и свои собственные системы управления, удовлетворить свои реальные потребности и получить возможность наконец освободиться от израильского правления.

Палестинцы должны отказаться от любой помощи, которая не служит этим целям. Тем временем спонсоры должны выделить ресурсы, необходимые для отслеживания, и сделать информацию о своих расходах на помощь OPT легкодоступной для всех палестинцев.

В настоящее время этого не происходит, и нет системы, которая бы гарантировала, что они это делают.

В таких обстоятельствах палестинцы должны относиться к помощи западных спонсоров с глубоким подозрением, учитывая долгую историю Запада, который поддерживает предполагаемые интересы Израиля за счет палестинцев. Это может означать отказ от западных спонсоров, которые отказываются быть прозрачными или не причинять вреда оккупированной Палестине.