Недавний фильм «Общество йоркских ведьм» можно и поругать, можно и похвалить. Наверное, мы всё-таки займемся вторым. Понятия не имеем, кто такая Лиза Болтон, создавшая эту кинокартину (и в качестве сценариста, и в качестве режиссера), но кто-то очень умный снабдил её недвусмысленными отсылками к пониманию «секретной истории».
На самом деле, когда создается девичий ужастик, случающийся в студенческой среде, то ожидаешь очередное повторение «Греческой улицы». Здесь эти наивные чаяния были напрасными. Не имелось ни намека на развеселую студенческую жизнь, в которую решил внести свои коррективы некий маньячина.
Собственно и привычного серищийка здесь нет, равно как традиционных сестринств с названиями в стиле Фита-Омега–Лямбда. Есть расположенный на севере Британии университет, где верховодят девицы, именующие себя «йоркскими ведьмами».
И на их несчастье воскрес средневековый констебль, который в своё время с указанными ведьмами весьма активно боролся. То, что сейчас «это всё понарошку», его ни разу не интересует и нисколечко не волнует. Перефразируя пословицу про груздь: назвалась ведьмой – добро пожаловать на костер.
Собственно даже эта сюжетная конструкция не столь интересна, как некоторые моменты в ней сокрытые. Например, олицетворением зла являются не «ведьмы», а борец с ними, который таким образом маскирует тайные жертвоприношения. Конечно, есть сюжетная перекличка с пародийным сериалом «Стэн против сил зла», но более походит на представления германских фёлькише конца 19 века, утверждавших, что таким образом Ватикан «изводил германскую кровь».
Второй интересный момент: соотношения профанического и эзотерического, то есть «подлинно негласного». Истинные мистики всегда сторонились разнообразных «тайных обществ», что в фильме демонстрирует Эмбер Грей, которой плевать на нелепые обряды и всякого рода «студенческие секты», кои она полагает нелепым маскарадом.
Опять же интересным моментом является то обстоятельство, что скрытые способности главной героини «активировались» не сами по себе, а через обряд, связанный с колокольным звоном. То есть мистическая тайна – это не заклинание, не химическая формула, а частотное колебание, что полностью совпадает с построениями нашего канала, когда мы исследовали секретные аспекты «сокрытых мелодий».
Опять же наличие колокола в сюжетном действии не является случайным, ибо его воздействие дополнительно подчеркивается наименованием трактира (основной мрачной локации в фильме), который называется «Горящий колокол».
Одним словом, получилось не настолько плохо, как мы опасались. Хотя и не лишено огрехов; но какие же кинокартины нынешнего времени обходятся без них?