Найти тему

Искусство, пропаганда и культура отмены 2.0

Оглавление

В первой части мы подробно разобрали то, как работает сочетание искусства и некоторой PR-компании людей, это искусство спонсирующих. А также коснулись искусства Третьего Рейха. Хочется развить последнюю тему, но её подробным образом мы разберем в отдельной статье. Но совсем не продолжить не получится — в комментариях была начата дискуссия на тему так называемой cancel culture (культуры отмены) ещё в поствоенные времена. О ней (и не только) сейчас и поговорим.

_____________________________________________________________________

➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️

_____________________________________________________________________

Если вдруг вы не видели первую часть цикла - вам сюда:

Что такое cancel culture?

Детально рассмотрим это явление в отдельном опусе, однако базово окунусь в это в данной статье.

На самом деле это очень распространённое явление, которое особенно распространилось в конце XX-XXI веке, но вполне вольготно существовало и раньше. Если простым языком: культура отмены - это буквально "обнуление" известной личности перед обществом. Все его заслуги, награды, достижения и известность сначала предаются анафеме, порицаются, порой даже запрещаются, а затем человек просто... забывается. Происходить это может по любой причине: неудачное публичное заявление человека, какое-либо действие, унижающее честь и достоинство другого человека (или группы лиц), обвинения в насилии (в том числе сексуальном) в его адрес, драма при разводе, раздутая супругом, или же просто грязный слушок из "желтой прессы". И внезапное, словно кем-то подогретое недовольство этими действиями или высказываниями объекта будущей "отмены" большими массами людей. Совпасть должно всё, однако если уж совпадёт, очистить свою репутацию практически невозможно. Кевин Спейси, Канье Уэст, Джонни Депп и многие другие - все они запятнались и до сих пор пожинают плоды.

-2

Однако как вы отреагируете, если я скажу, что "отменяли" не одного человека, а культуру целого народа? Было и такое. Да, на то были причины - народ этот и его руководители повергли целый мир в пучину Второй Мировой войны. И это - немцы. Всё, что было сделано руками немецкого народа в период с 1933 по 1945 годы, не подвергается никаким дискуссиям - зло в чистом виде. Но заслуженно ли отменять целиком народ и его культуру? На этот вопрос предлагаю ответить каждому самостоятельно. Важно вот что: в период существования так называемого Третьего Рейха на территории Германии, Австрии и других подконтрольных ему стран жили и развивались люди искусства. И власть, существовавшая тогда, это прекрасно понимала и активно пользовалась талантами этих людей. В отдельной статье мы обязательно коснёмся творчества художников, музыкантов, архитекторов того периода немецкой истории. А здесь остановимся на взаимодействии власти и творческих личностей.

Франц Айхорст (Franz Eichhorst) - "Затишье на поле боя" (“Kampfpause”) 1944 год
Франц Айхорст (Franz Eichhorst) - "Затишье на поле боя" (“Kampfpause”) 1944 год

А как вообще можно использовать искусство в политических целях?

Устроим маленький интерактив. Вы — новоиспеченный диктатор некой страны Н. Вы пришли к власти в результате переворота/гражданской войны/выборов — не суть важно. Важно вот что: ваша власть всё ещё шаткая. Вас знают, у вас немало сторонников, но не подавляющее большинство. Что делать?

Вариантов, конечно, масса. Можно прибегнуть к старому-доброму запугиванию населения всякими тайными полициями, армией, людоедскими законами (порой — буквально), запретами, разгонами любых несогласных и применения к ним репрессий, которые должны стать показным уроком для остальных. Тогда лет 20 вы сможете вполне успешно контролировать власть в стране Н. и ни в чем себе не отказывать. Однако люди терпят лишь до какого-то момента. Рано или поздно все эти запугивания перестанут работать. Люди под угрозой смерти выйдут на улицу буквально все — и всё, вам хана (Чаушеску, мой пламенный привет!). Однако можно выстроить власть так, чтобы вам и в ваши идеи — даже самые жуткие — поверили. Как это сделать?

-4

Культура и искусство — в студию!

Берем две кучки людей: в одной — журналисты и ораторы, в другой — талантливые художники, поэты, писатели, музыканты, архитекторы (и так далее — по списку).

-5

Первым запускаем какую-то идею, которую нужно логически обосновать и под нужным углом представить массам. СМИ их обрабатывают, передают в эти самые массы буквально днями напролёт. Но такая настырность может люто надоесть. И вот тут мы берём "вторых". И в СМИ начинают появляться стихи идейно-идеологического толка, плакаты, рисунки или даже полноценные полотна, отражающих нынешнюю действительность, фотографии, памятники и скульптуры на улицах городов и в музеях с изображениями героев "обновлённой" после вашего прихода к власти страны. А ещё маршик победный начинает звучать: то один, то другой... И слова там такие патриотичные... Лепота! Вы начинаете не просто давить информацией на людей. Вы завладеваете их чувствами и эмоциями. Ведь искусство — это как раз про них: про переживания, чувство достоинства и справедливости, порой исключительности, иногда сострадания и ощущения гордости за то, что именно ТЫ живешь ЗДЕСЬ!...

Поздравляю, вы великолепны! Теперь вы завладели умами, чувствами и душами людей. Продолжайте в том же духе, и вы сможете сохранять власть буквально столько, сколько вам будет нужно или сколько вам отведено жить на этом свете (один испанский Каудильо не даст соврать).

-6

Тему пользования искусства в качестве пропаганды рассмотрели. Но вот тот момент, когда искусство работает против власти, обсудим уже в другой раз.

Автор статьи: Алексей Селезнёв.

_______________________________________________________________

Читайте также:

_______________________________________________________________

Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент! 😊