Очень банальная тема. Жутко. Просто кошмар какой-то. Но я всё равно её коснусь. Потому что не всё в этом вопросе очевидно и работает... довольно неоднозначно и в обе стороны. Поговорим сегодня о пропаганде явной и скрытой в произведениях искусства, направленной на дискредитацию какой-либо из сторон конфликтов, пользе (или нет) такого искусства и том, что это за инструмент такой в руках грамотной (но не обязательно положительной) политической системы.
_____________________________________________________________________
➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️
_____________________________________________________________________
1+1: Коллаб в обе стороны, или как сочетать эти сферы
Сразу оговорюсь, что подобного рода рассуждения - сугубо личное мнение автора статьи. Однако оно основано на довольно конкретных и вполне существовавших ранее и существующих поныне примерах, которые нельзя игнорировать или на которые не закрыть глаза.
Итак, давайте коснёмся вполне простых примеров сочетания культуры и разного рода политики.
Мастер + меценат
Вам знакомы такие фамилии как Сфорца или Медичи? Вероятно, да. Люди, которые увлекаются искусством, знают представителей этих знатных итальянских родов как меценатов сферы культуры и искусства. Контролируя, скажем, Флоренцию (make Florence great again!), они могли не только содержать всяких там черепашек-ниндзя Микеланджело, Рафаэля и др., помогать им финансово, нанимать на работу, но и предоставлять место для их творений в виде банальной городской застройки итальянских городов (для архитекторов), росписи и декорированию внутренних убранств церквей, соборов и дворцов (для художников и скульпторов), а позднее - проводя в них же балы и концерты (предварительно заказывая музыку у разного рода композиторов и приглашая затем исполнителей в оркестры для исполнения).
Но в чём пропаганда? Да банально в имени. Сфорца и Медичи стали считаться не просто элитой Италии того времени. Они официально приобрели статус великих спонсоров искусств, которые помогли массе талантов раскрыться и показать себя миру. Плюсик в карму, политические очки (мол, мы не только богатые и знатные, мы постигаем красоту), известность роду, Италия молодец.
Ещё пара наших соотечественников отличилась и стала крайне известной именно благодаря спонсорству людей искусства. Это Митрофан Беляев и Надежда фон Мекк.
Эти два великолепных человека буквально взрастили немалую часть наиболее известных ныне русских (и не только) композиторов. История взаимоотношений фон Мекк и композитора Петра Чайковского, думаю, известна большинству. Мало того, что она спонсировала Петра Ильича, так он довольно частно советовался с ней, отправлял рукописи "на оценку". А ещё в доме Надежды Филаретовны (благодаря переписке с композитором и пианистом Антуаном Мармонтелем) одно лето жил основатель французского музыкального импрессионизма Клод Дебюсси, которого меценатка выписала в качестве музыкального педагога для дочери и "сокамерника" (мы-музыканты так называем партнёров по камерному ансамблю) для себя. Музыканту было тогда 18 лет.
Митрофан Петрович Беляев хоть и был, как сейчас бы сказали, видным бизнесменом, но за музыку он шарил знатно. Он играл на скрипке, альте, фортепиано, очень увлекался всем, что было и что происходит в музыкальном мире при его жизни. Итогом этого интереса стало спонсорство композиторов "Могучей кучки" (вот тут почитайте: часть 1 и часть 2), а позднее создание "Беляевского кружка", откуда вышли композиторы Черепнин, Витоль, Глазунов, Лядов и др. Скрипка, деньги, два концерта (на самом деле каждую пятницу на протяжении многих лет) - и имя Беляева вписано в историю не только как предпринимателя и упоминается рядом со всеми перечисленными композиторами.
А пока послушайте Симфоническую поэму "Зачарованное царство" op. 39 Николая Черепнина:
Искусство + власть
О хорошей стороне поговорили. Взаимовыгодный коллаб спонсора и мастера очевиден. Но так ли очевидна и комфортна совместная "работа", скажем, государства и каких-то деятелей искусств?
Здесь сразу хочется вспомнить... Нацистскую Германию (Александру Штефанову большой привет). У них механизм пропаганды был отлажен лучше, чем что-либо. Кино, литература, ИЗО - всё так или иначе работало на возвеличивание немецкой нации, вождя и военной машины. Но это пример сотрудничества неудачного. Много ли имён деятелей культуры Третьего Рейха вертится у вас на языке? Правильно, они, скорее всего, не вертятся вообще. Но вот вопрос: те самые "деятели" могли быть на 100% уверены, что Германия творит лютый ужас их руками? Ну, как минимум, догадываться могли. Кто-то, кто догадывался и кому это категорически не нравилось, ускальзывал, кто-то поплатился за отказ жизнью, некоторые рисковали, шли ва-банк и надеялись на победу в войне, а некоторые действительно верили и работали на благо их страны. Но факт остаётся фактом: они работали - и их творения тоже, влияя на умы немцев и вовлекая их в "авантюру" расовой теории.
Одним из крайне важных для мира музыки людей был композитор Рихард Штраусс. И ему пришлось как раз попасть в такое положение: без лишних консультаций и разговоров, он был вынужден стать главой отдела музыки Министерства пропаганды Третьего Рейха по личному распоряжению руководителя ведомства Й. Геббельса. Композитор оставался аполитичным, но не поддерживал происходящее и даже помогал по мере сил и возможностей (всё-таки высокий государственный пост) евреям и другим, попавшим в крайне опасное положение людям. После войны его судили, но вынесли оправдательный приговор.
Но что же было в более удачных сочетаниях искусства и властных структур? И что вообще значит "удачный" в этом контексте? Поговорим уже совсем скоро во второй части данного лонгрида.
Автор статьи: Алексей Селезнёв
_______________________________________________________________
Читайте также:
_______________________________________________________________
Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент! 😊