Это первый роман известной американской писательницы русского происхождения. Главная его тема – человек против государства, личное счастье против общественного блага – мастерски проведена через фон послереволюционной России.
На календаре 1922 год. Семья Аргуновых возвращается в Петроград. Их текстильная фабрика и особняк экспроприированы советским государством. Теперь бывшим буржуям надо искать средства к существованию и привыкать к новой действительности.
Кира, младшая дочь, бунтует против родственников и государства. Она поступает в Технологический институт и мечтает о карьере инженера, чтобы конструировать мосты. В институте Кира знакомится с Андреем Тагановым, сотрудником ГПУ, и Лео Коваленским, сыном расстрелянного адмирала.
Кира полна внутреннего огня и твёрдой воли к жизни. Она балансирует между двумя мужчинами находящимися по разные стороны баррикад.
Она любит Лео :
***– Добрый вечер, Кира, – мягко позвал голос из мрака.
Она узнала этот голос. Ноги ее остановились, затем дыхание, затем сердце. ***
Но думаю, что и Андрея она любит тоже :
***Благодаря твоей большой любви мое место – в сточной канаве. Я думала, тебе будет приятно узнать это. Как ты считаешь? Думаешь, я любила тебя? Находясь в твоих объятиях, я думала о нем. Говоря слова любви, я обращалась к нему. Каждый поцелуй, каждое слово, каждый час предназначались ему, а не тебе. Я никогда не любила его так, как в те минуты, когда находилась в твоей постели! ***
***Кира подняла руку, и ее пальцы медленно и осторожно скользнули по щеке Андрея, от шрама на виске до подбородка, как будто кончики ее дрожащих пальцев могли сказать ему то, о чем она молчала. ***
Пронзительная история о любви и о жизни.
Не в общем смысле этого слова, а о жизни, которая есть глубоко внутри каждого. Огонёк, который необходимо оберегать от всех внешних невзгод.
Тяжёлые были времена и для раскулаченных буржуев, и для народа. Времена, когда приходилось выживать, и подстраиваться.
Впрочем какие времена не считают тяжёлыми?
В коммунизме была отличная идея.
Все равны. Все друг другу товарищи.
Всё общее. Всё для всех.
Вот только на деле все иначе. Выходит, что те кто произносил громкие речи с трибун о коллективизме, те больше всех наживались на нищем народе, на рабочих и крестьянах, для которых и затевалась революция в 1917м.
*******
Каковы же принципы нового человечества? Первый и основной заключается в том, что мы изъяли из нашего языка самое опасное, самое коварное и самое порочное слово – слово «Я». Мы переросли его. «Мы» – вот девиз будущего. «Коллективное» занимает сегодня в наших сердцах место старого чудовищного «личного». Мы не почитаем личный бумажник, личную власть и самолюбие. Мы не стремимся к обогащению и получению наград. Единственной честью для нас является честь служения коллективу. Наша единственная цель – честный труд, прибыль от которого идет не одному из нас, а всем.
*******
Когда Виктор говорит о том, что
***семья – пережиток прошлого, который не следует принимать во внимание, когда речь идет об оценке верности члена партии нашему великому коллективу***
просто мороз по коже.
Невозможно без слез читать о том, как расставались Саша и Ирина, оба сосланные в Сибирь на десять лет. Они поженились перед этапом, надеясь хотя бы на одну тюрьму, но нет, никого не оставляли "недобитым". Их отправили в разные тюрьмы, в сотнях километров друг от друга.
Контрреволюционеры.
Приговорены....
Книга очень понравилась. Написана прекрасным слогом, а трагедии разворачивающиеся перед мысленным взором, цепляют за живое и не отпускают до последней строчки.