Обычно мы начинаем задумываться о здоровье только тогда, когда его теряем, — эта простая истина до нас доходит всегда с опозданием. Мой муж никогда особо не следил ни за своим режимом, ни за своим весом, уж как я его ни уговаривала поберечься. И вот результат: приступ стенокардии!
Прочь, недомогания!
— Вам ещё крупно повезло, что вовремя спохватились, — сказал мне его лечащий врач, — обычно с такими показателями развивается обширный инфаркт!
Я зашла в палату и обнаружила моего Толика непривычно тихим, бледным и... сильно напуганным.
— Все, как только отсюда выберусь, сразу же начинаю новую жизнь! — шёпотом сообщил он мне. — Никаких сигарет и водки, никакого жареного мяса. Ты должна мне пообещать!
Конечно, я обрадовалась, что муж наконец-то взялся за ум. А готовить полезную здоровую еду я ему давно предлагала, так он же отказывался.
Толик честно отлежал положенное время в больнице и вышел, твёрдо настроенный на «новую жизнь».
Купил себе медицинский справочник, стал зачитывать вслух выдержки из него. Внимательно прислушивался к своему организму и чуть что немедленно набирал телефон «скорой помощи».
— Знаете, у вашего мужа настоящий психоз, — сказала мне очередная врачиха, разозлённая из-за ложного вызова. — Вместо того чтобы к вам зря кататься, мы кого-то успели бы спасти!
Я пробормотала какие-то извинения, проводила докторов и зашла в комнату с твёрдым намерением дать мужу хорошую взбучку. Он сидел на кровати и вчитывался в каракули на рецепте.
— Нин, я понял: они все шарлатаны! — объявил он мне вдруг.
— Кто — все? — уточнила я.
— Врачи, кто ж ещё! Ты заметила, сколько они выписывают мне разных лекарств? Да ты почитай, почитай противопоказания! Я же с этими таблетками скорее сойду в могилу, чем без них!
— Ну и что ты предлагаешь? — Я уже начала сердиться.
— Должен быть какой-то выход... — пробормотал муж и крепко задумался, сжав в руке злополучный рецепт.
Я прикупила успокаивающих травок и стала кроме обязательных лекарств давать мужу и их. Однако, похоже, пустырник и валериана на Толика не очень-то действовали. После каждого обеда он хватался за сердце и голосом умирающего шептал:
— Вот, опять начались колики в желудке!
Я сначала пугалась:
— Я тебе приготовила фрикадельки на пару, самая диетическая еда, от неё не может ничего болеть!
— Это не фрикадельки, — стонал муж, суя мне под нос аннотацию на лекарство, которое он принимал. — Видишь, здесь черным по белому написано: среди прочих побочных эффектов может развиться язва... Я скоро умру, Нина!
И так день за днём! Надо сказать, что я тоже человек не слишком здоровый: и диабет у меня, и гипертония. Но никогда, ни разу, я не истерила по поводу своих болячек. Поэтому, чем дальше, тем больше меня стало раздражать поведение мужа.
Однажды, придя домой, Толик зашёл в комнату и сказал с загадочным видом:
— Представляешь, я тут в поликлинике случайно познакомился с одним человеком... Он рассказал мне о препарате, который лечит организм самым что ни на есть естественным путём, безо всякой вредной химии! Правда, в аптеке его не продают, да оно и понятно: сильно боятся конкуренции. Мол, если все больные люди вдруг прознают, что могут запросто выздороветь, то всей фармакологической промышленности моментально наступит конец! Там такой особый состав: водоросли из Красного моря, порошок из бивня африканской коровы, ещё кой-чего...
— Толик, — произнесла я с тревогой в голосе, — ты что, купил какой-то лекарственный препарат у совершенно незнакомого человека? А вдруг он тебя обманул и подсунул пустышку?
Толик довольно засмеялся:
— Нет, не такой уж я дурень, чтобы сразу же раскошелиться. Тем более что и стоит лекарство недёшево. У них в среду будет встреча, ну, на их фирме. Я пойду послушаю, потом и буду решать.
После встречи Толик вернулся домой, сияя как медный пятак:
— Да, это солидная организация! — известил он меня. — Оказывается, её основатель начал заниматься биодобавками после того, как врачи свели в могилу его любимую бабушку. Он дал себе честное слово, что изобретёт такой препарат, который будет помогать от всех болезней и при этом не приносить вред здоровью. И слово сдержал, молодец какой!
Толик выставил на стол пять бутылочек в ряд:
— Вот, я купил сразу же полный курс, чтоб три раза не бегать.
— Сколько же стоят эти чудо-таблетки? — спросила я, взяв один флакончик в руки. Вместо привычных букв на упаковке были начертаны какие-то иероглифы.
— Не очень дёшево, — скрепя сердце признался муж. — Но если учесть, что мне они достались со скидкой... Кстати, можешь меня поздравить: я попал в число тех немногих избранных счастливчиков, за которыми будут наблюдать специалисты фирмы! Ну всякие там исследования проводить, снимать результаты и отслеживать динамику выздоровления.
— Не поняла: эти препараты что, ещё не апробированы, что ли? А ты у них будешь вместо подопытной мыши?!
Толик оскорбился и выхватил у меня из рук пузырёк:
— Ты ничего не понимаешь, Нина! Мой случай — особенный, вот им и заинтересовались! А ты... слушай, ты себя ведёшь так, будто не хочешь, чтобы я был здоровым!
Я смутилась и отступила. Конечно, я хотела, чтобы Толик был здоров! И если эти препараты такие волшебные, то, наверное, стоит попробовать...
Бутылочки с чудо-таблетками заняли почётное место на полочке среди тех лекарств, которые мужу прописал лечащий врач из обычной поликлиники. А Толик, просыпаясь каждое утро, ощупывал себя со всех сторон и с ног до головы, заглядывал себе в рот с помощью зеркала, клал руку на пульс и констатировал:
— Я прямо физически чувствую, как иду на поправку!
Раз в три дня мужу звонили. Он уходил с телефоном в комнату и плотно закрывал за собой дверь. Я особенно не нервничала: мало ли какие у человека есть секреты. Может, с мужиками из гаража обсуждает запчасти к машине или про шахматы с приятелями беседует.
Но однажды дверь от сквозняка слегка приотворилась, и я случайно услышала его разговор по телефону...
— Да-да, конечно, три раза в день... Глазное яблоко в норме... Пульс? Минуту, сейчас проверю!
С минуту была тишина, потом вновь раздался голос мужа: — Пульс шестьдесят пять! Да, разумеется, проверял! Нет, цвет несколько бледнее, чем накануне... Игорь Сергеевич, я вот что ещё хотел у вас спросить: у меня опять тахикардия появилась, сердце стучит как бешеное, особенно когда пройдусь чуть-чуть пешком. И иногда боли в области сердца... Да, да, записываю... Сколько стоит, говорите?
Я не выдержала и ворвалась в комнату. Выхватила телефон из рук мужа:
— Игорь Сергеевич, приятно познакомиться, я супруга Толика.
— И мне очень приятно, — ответил красивый, густой баритон.
— Простите, хотела уточнить: ваша продукция, она чьего производства?
— Мы делаем наши препараты из высококачественного сырья, которое произрастает в предгорьях Анд и...
— Минутку! А почему же тогда надписи на бутылках китайскими иероглифами?
Баритон снисходительно ответил:
— Наша продукция известна во всём мире. Основатель нашей фирмы начал задумываться о полезных лекарствах после того, как врачи свели в могилу его любимую бабушку. Он дал себе слово, что изобретёт такой препарат, который будет помогать от всех болезней и при этом не приносить вреда здоровью...
— Да-да, это я уже слышала, причём слово в слово. Но позвольте спросить ещё кое-что: вы проводите осмотр пациента прямо по телефону?! А где же анализы, исследования? Вы по телефону определяете, помог ваш препарат или нет?!
Толик вырвал трубку обратно, зашикал: — Уйди, ты ничего не понимаешь!
Весь вечер я пыталась втолковать мужу, что его просто-напросто обманывают, но бесполезно. Он меня не слушал. Мнение чужих людей для него было важнее, чем мнение родной жены! Я махнула рукой: пусть делает что хочет!
А через пару дней я заглянула в сахарницу, где обычно хранились наши сбережения, и с ужасом обнаружила, что часть денег пропала!
— Толик, где остальные деньги? — напала я на мужа.
Он как ни в чём не бывало ответил:
— Мне прописали ещё один препарат.
— Кто? Врач?
— Ну да, Игорь Сергеевич...
Я набрала в грудь побольше воздуха и закричала, уже не сдерживаясь:
— Тебя, как последнего дурака, обирают какие-то аферисты, а ты этого не видишь!
— Не кричи на меня! — напустился в ответ супруг. — Я больной человек, а ты не хочешь, чтобы я наконец выздоровел! Тебе жалко каких-то денег на меня?! А я наивно думал, что ты меня любишь!
Он выбежал из кухни, громко хлопнув дверью. Я посидела чуть-чуть, пока не унялось сердцебиение. Позвонила зятю:
— Миша, привет, ты рассказывал, что твой бывший одноклассник стал специалистом по китайскому языку. Можешь пригласить его к нам в гости?
Бывший одноклассник зятя не отказал, пришёл к нам домой, изучил непонятные заморские буковки на флакончиках.
— Ну что ж... — Он отставил в сторону второй пузырёк. — И здесь состав тот же: витамин Д, витамин С, кальций, магний. Словом, такой, как в витаминках, которые продаются в соседней аптеке. Правда, цены на витаминки раз в десять ниже.
Толик тут же схватился за сердце:
— Ой, умираю...
На этот раз врач из «скорой» не ворчала, что вызов был ложным. Мужу тут же сделали кардиограмму, вкололи лекарства и предложили госпитализацию.
— Если учесть, что последние пару месяцев ваш супруг не принимал, назначенные врачом лекарства, а вместо них пил какую- то гадость, — сказал эскулап, — то я бы настоятельно советовал лечь на обследование. Кстати, он не первый попадается на крючок этих жуликов. У нас уже было несколько сходных случаев, один даже закончился летальным исходом. Услышав про летальный исход, Толик побледнел ещё больше и прошептал:
— В больницу, немедленно в больницу! А потом повернулся к мне:
— Нин, извини, я такой дурак!