Занятно, кстати — но последние пару недель приходит необычно много новостей о разной чайной движухе в России. Причем самого разного характера. И Суздаль тут не в счет, суздальская новость довольно старая, это просто я ее пропустил.
Вот, например, в московском Парке Горького на днях отгулял традиционный выпускной вечер — говорят, такого массового гуляния по этому поводу там никогда не было. И тут же бац — и Виктор Енин рассказывает о том, что «Пуэропорт» с его приметным самоваром за эту ночь, в этом парке и для этих выпускников приготовил почти тысячу чайных напитков — ну то есть отработал практически в индийском ритме.
14 июля пройдет фестиваль чая в Гавриловке — это в Тамбовской области. В конце июня в Якутии состоялся традиционный праздник «Ысыах Тумаады-2023», в рамках которого прошел гастрономический фестиваль «Вкус Якутии» с богатой чайной программой. О современной работе с чаем (в широком смысле этого слова) в Якутии я как-нибудь расскажу чуть подробнее, там есть любопытные детали. Ну а на прошедшем якутском празднике, помимо традиционного напитка из ферментированных на корню по бадановому типу листьев кипрея, были представлены авторские чайные купажи Сергей Хорольского — в том числе и один совсем специальный, в якутском стиле.
Ну и, наконец, на «Дилетанте» сделали передачу о подделке чая и товарного знака в Российской империи. Довольно длинную, я ее с первого раза не осилил. Особенно с учетом того, что речь там идет о деле хорошо известном и любознательным чайникам, и многим юристам. Дело это разбиралось в 1888 году — и там ненастоящих Поповых обвиняли в закосе под настоящих Поповых. Речь, конечно, идет о чаеторговцах. А закос Поповых под Поповых был настолько циничным, что в некоторых нюансах до сих пор радует. Например, на этикетках настоящего чая Поповых красовались буквы «К» и «С», которые были инициалами. И на этикетках ненастоящего чая Поповых, который, кстати, активно смешивали с иван-чаем, тоже красовались буквы «К» и «С» — только снизу к ним была приписана расшифровка «контора и склад». И хрен сразу подкопаешься.
В итоге, правда, подкопались. Дело было резонансным, со стороны истцов — настоящих Поповых — выступал Плевако, на которого тогда ходили как в театр. Защищал ненастоящих Поповых Крабчевский, тоже бывший звездой. Ну и Кони там тоже поучаствовал. Короче говоря, это было настоящее шоу, тем более, что речь шла о предмете всем понятном и доступном, о чае. Ненастоящих Поповых наказали жестко и, в каком-то смысле, примерно — не будем забывать, что подделка чая в те времена была реальной проблемой.
На мой взгляд, про все эти разборки гораздо интереснее читать у историков права. Но если вы готовы обменять пять минут внимательного чтения на час расслабленного слушания, после которого у вас еще останется и послевкусие собственной исключительности, то вот ролик. Лена, спасибо за ссылку!