У идеи начать управлять работой фирмы через бюджетирование много сторонников, ведь она содержит в себе сразу несколько важных преимуществ:
- позволяет согласовать между собой работу разных департаментов
- планировать и контролировать расходы и доходы
- оптимизировать затраты
- принимать обоснованные финансовые решения
- и улучшать финансовую производительность компании
А поскольку процесс бюджетирования неоднократно описан в деловой литературе, то часть читателей решают запустить его самостоятельно. И тут они встречают сложности и потенциальные подводные камни, которые могут нейтрализовать все усилия, и привести к неудаче:
- ваш бюджет может быть несвоевременным, с опозданием
- сильно искаженным
- не отражать реальные потребности и возможности вашего бизнеса
Хочу обратить внимание на 5 подводных камней, избежав которые вы сможете максимально облегчить и ускорить переход к бюджетированию, и добьётесь большего успеха в управлении финансами своего бизнеса.
Бюджетирование не отражает все процессы в компании, есть «белые пятна»
- План-факт предыдущих периодов выявит “белые пятна”, не учтенные бюджетами подразделений
- Положение о бюджетировании – закрепит финансово-организационную структуру компании и состав бюджетных форм
Зависимые подразделения задерживают друг друга
- Регламент подготовки бюджетов установит взаимосвязи бюджетов.
- График бюджетирования в диаграмме Ганта, как приложение к регламенту бюджетирования – наглядно отразит этапы подготовки и укажет окончание бюджетирования.
Данные не стыкуются и искажаются
- Положение о бюджетировании введёт единый формат данных и пронумерованный фиксированный перечень бюджетных статей
- Единое программное обеспечение и контроль данных со стороны финансовой службы
- Не установлены связи между бюджетами. Желательно, чтобы одна бюджетная запись попадала сразу во все 3 основные формы БДР, БДДС и ПБ
- План-факт анализ с предыдущими периодами покажет аномальные отклонения
- Обязательное наличие всех основных форм БДР, БДДС
Затруднен план-факт анализ
- Единая автоматизированная система ввода плановых и сбора фактических учетных данных
Противодействие исполнителей
советую использовать все три группы методов зашиты:
- организационные методы
- личностные методы:
- сделайте метрики качества процесса бюджетирования по департаментам публичными.
Внедрение бюджетирования - это сложный процесс, который требует внимания к деталям и активного участия всех заинтересованных сторон. Избегайте этих 5 подводных камней, и вы сможете извлечь максимальную пользу из бюджетирования без конфликтов и саботажа, и быстрее выйти на качественно новый уровень в управлении финансами вашего бизнеса.
Статья по теме ⬇️
Если вы хотите обойти все заботливо разложенные судьбой грабли на пути внедрения управления по бюджетам, и считаете, что вам будет полезно индивидуальное сопровождение в этом процессе, оставьте заявку