Найти тему
4,1K подписчиков

ДМШ: о детях, взрослых и "грязной работе"

605 прочитали
И вся-то наша жизнь есть борьба (c)
И вся-то наша жизнь есть борьба (c)

Разбор новой программы - нервная тема, всегда. Пройти разные стадии, стартуя от "ничего не понимаю", - приживлять тексты аккуратно и постепенно. Достойно принять замысел автора, здраво оживить нотные знаки. Логически обосновать, выстроить, освоить аппликатуру, чтобы никогда впредь не играть случайными, произвольными пальцами. Выучить наизусть или близко к тому. Быть готовым преподнести. И только теперь - к педагогу.

Да, я действительно думаю, что правда такова. Возможно, кто-то возразит: мол, Вы-то, будучи училищный преподаватель, предлагаете мерки явно для студентов. Я же склонна рассматривать подобные "максималистские" подходы и в школьном контексте. Разумеется, "мне легко говорить".

Итак, возможные ситуации и круг вопросов, из них проистекающих.
  • Педагог готов взять на себя, среди прочей, самую черновую работу (особенно для младшего возраста), то есть считает нормальным и допустимым разбор/разучивание на уроке - под собственным контролем. Недоумеваю, как это по времени? Если программы сложны и цели чётки, то 2×45 в неделю не хватит ни при каких обстоятельствах: элементарно не останется времени на "шлифовку", звук и образ. Далее, предположим, учитель всё это прекрасно понимает и покорно идёт на заведомые переработки. При многих учениках в классе - набегает бесплатная ставка. В чём интерес? Таких педагогов обычно рекомендуют как "добрых", "щедрых". Ученики не боятся провиниться, некоторый результат есть - при минимуме домашних вложений от занятия к занятию.
  • Педагог категорически настаивает на показах "в приличном виде" и на поступательном росте, при этом неукоснительно соблюдая временнЫе рамки занятий. Из десяти тысяч школьников, пожалуй, единицы (потенциальные абитуриенты музыкального СПО - кстати, далеко не все) смогли бы осуществить план корректно без помощи. Преподаватель жёстко отрицает участие в процессе третьих лиц, форсируя при этом свои персональные требования, планируя для ученика регулярную концертно-конкурсную отчётность? Такой расклад ("ранняя сепарация в работе", "путь к самостоятельности"), обыкновенно, любят превозносить, взглядывая со стороны и ни за что напрямую не отвечая. А между тем - опасность! - спровоцировать неврозы у ребёнка. Или же педагог приветствует поддержку "подмастерьев" - репетиторов из своего круга, родителей-музыкантов? А тут... незаурядная нагрузка на семью обучаемого.
Подытожим.

Итак, Вы - родитель ученика-музыканта. Вам кажется, что у ребёнка дела идут прекрасно "на лайте", ведь о Вашем личном участии (идейном? техническом? финансовом?) речь не заходит. Вероятны два сценария. Или программы/ожидания ощутимо занижены (всем удобно), или недюжинно напрягается наставник, полностью взяв ответственность на себя. А последнюю ситуацию, кстати, не каждому дано прочувствовать. Увы и ах.

К чему, собственно, пост.

Меня сейчас много критикуют: мол, нагнетаю на своём канале страсти вокруг музыкальной школы.

Господа оппоненты, вашей безмятежности есть противовес, даже если вы не настроены его разглядеть.

Это - по доброте душевной - каторжный и малозаметный труд другого человека. Взрослого. Увлечённого! По сути, беззащитного.

Сложная штука ДМШ.