О нём давно надо было написать. Да всё как-то руки не доходили...
Богородице-Рождественский женский монастырь - один из древнейших женских монастырей Москвы. Расположен на пересечении улицы Рождественка и Рождественского бульвара, которым он дал имя. Он до сих пор задает ученым немало загадок.
Ну для начала: кто его основал?
Традиционно считается, что его основала в 1386 году княгиня Мария Кейстутовна, мать героя Куликовской битвы серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, в благодарность за то, что сын вернулся из битвы живым. Неясно, однако же, место его основания. Считается, что первоначально монастырь был основан в Кремле и в древности назывался «что на Рве». Согласно этой версии, Рождественский монастырь простоял в Кремле до 1484 года. Когда при Иване III началась грандиозная перестройка Кремля, он был перенесен на нынешнее место близ Трубной площади.
Но есть и другое мнение. Рождественский монастырь изначально был основан на своем нынешнем месте – на левом, крутом, берегу Неглинной. Эти земли были во владении серпуховского князя Владимира Андреевича: здесь находился его загородный двор с деревянным дворцом, где жила княгиня Мария. Река упрятана под землю, а вот Монастырские стены, возвышающиеся над проезжей частью как раз напоминают о том, что здесь когда-то был её высокий берег.
Государев указ , подписанный Великим князем Дмитрием Ивановичем велел основать новый монастырь на древней дороге, идущей от Кремля на Кучково поле, и отрезок дороги до монастыря стал улицей Рождественка. Она славилась своим колокольным звоном, ее называли «церковной улицей» и по количеству храмов, и по слободе звонарей и сторожей кремлевских соборов, которые построили себе приходскую церковь Николы в Звонарях.
Рождественский монастырь принял на себя роль сторожа, защищая Москву с северных рубежей. Еще он назывался «что за пушечными избами»: имелся в виду Пушечный двор, созданный Аристотелем Фиораванти в конце XV века. Когда же через 100 лет появилась стена Белого города, в ней было сделано отверстие – арка или «труба», через которую открыто текла Неглинка, еще не заключенная под землю. Отсюда произошло название Трубной площади и новое прозвище Рождественского монастыря – «что на Трубе». С тех пор Рождественка вела только к Рождественскому монастырю. Она стала исключительно «богомольной» улицей и самой короткой радиальной улицей Москвы.
Первыми насельницами монастыря стали вдовы воинов Куликовской битвы, а в монастырских стенах был дан приют всем тем, кто потерял своих кормильцев – мужей, сыновей, отцов и братьев – на Куликовом поле. По легенде, в память той великой победы монастырские «кресты были поставлены над луной», то есть на крестах собора были изображены полумесяцы.
Первый собор в честь Рождества Богородицы был каменным, а сам монастырь обнесли деревянными стенами. Княгиня Мария скончалась в декабре 1389 года и была упокоена в обители. Ее невестка Елена Ольгердовна тоже завещала похоронить себя здесь, а также подарила Рождественскому монастырю свое подмосковное село Косино с его знаменитым Святым озером, которое легенды связывали с началом Москвы.
Деревянная Москва в 15-16 веках часто горела. В августе 1500 город был практически полностью выжжен от Москвы-реки да Неглинки, Рождественский монастырь тогда тоже сгорел. Великий князь Иван III повелел восстановить обитель и выстроить новый каменный собор. Этот одноглавый четырехстолпный собор ( именно его мы можем видеть сегодня). В 1505 году Иван III присутствовал на освящении отстроенного собора. Это событие стало одним из последних в его жизни: в тот же год государь скончался.
Ну а в 1525 году здесь произошло событие, оставившее неизгладимую память в нашей истории: Здесь была насильно пострижена в монахини первая супруга Василия III Великая княгиня Соломония Сабурова.
Бывшая Великая княгиня Соломония, теперь инокиня София, должна была остаться инокиней Рождественского монастыря. Она даже пробыла там какое-то время, где ее навещали сочувствовавшие друзья и родственники. Однако её довольно быстро сослали в Покровский монастырь в Суздале, где она прожила 17 лет и была там же погребена в 1542 году. Старица София была со временем прославлена как местночтимая святая: в 1650 году патриарх Иосиф разрешил Суздальскому архиепископу почитать ее как святую. Преподобную Софию Суздальскую (память ее 16/29 декабря) ныне чтят и в московском Рождественском монастыре.
Летом 1547 года ещё один страшный пожар накрыл Москву. В том огне сгорел не только посад, снова досталось и Рождественскому монастырю, который сгорел вместе со всей улицей. Однако он скоре был восстановлен по обету царицы Анастасии Романовны, которая, отправляясь на богомолье к преподобному Сергию, близ Рождественского монастыря почувствовала, как младенец впервые шевельнулся в ее чреве. Говорят, что это произошло когда царица Анастасия была беременна сыном Федором, будущим царем Федором Ивановичем, то есть в конце 1556 года или в первой половине 1557 года.
В конце XVII века боярыня Фотиния Ивановна Лобанова-Ростовская на свои средства и на иждивение своего деверя по благословению патриарха Иоакима выстроила каменную церковь Иоанна Златоуста, а братья Лобановы-Ростовские подарили обители серебряную лампаду на помин души родителей.
Тогда же была выстроена каменная ограда монастыря со Святыми воротами, выходящими на Рождественку,
и шатровая колокольня – тоже на средства Лобановых-Ростовских, которые удостоились родовой усыпальницы в Рождественском монастыре. Боярыня Фотиния потом сама приняла в нем постриг.
При секуляризации в 1764 году монастырь потерял все свои земли, щедро пожалованные ему государями и богатыми вкладчиками, зато стал получать казенное содержание. В 1782 году были возведены его новые каменные стены, которые частично дожили до наших дней. Стена со стороны бульвара была изображена на картине Перова «Тройка».
О событиях Отечественной войны 1812 года в стенах Рождественского монастыря остались противоречивые сведения. Достоверно известно, что игумения Есфирь зарыла все, что хранилось в монастырской ризнице, в землю, в три ямы, тщательно их заделав. Ворвавшиеся в монастырь французы практически не тронули обитель, как-то очень быстро из неё уйдя... Известно, что в монастыре поселился наполеоновский генерал, что трапезную Рождественского собора обратили в конюшню, и тогда священник возобновил службу в церкви Иоанна Златоуста, так что богослужения здесь не прекращались. А первый благовест о том, что враги покидают столицу тоже прозвучал с колокольни Рождественского монастыря. Восстановление обители началось сразу после победы. Уже в 1814 году в Рождественском соборе появился северный придел в честь Сошествия Святого Духа, чуть позднее – южный придел во имя святителя Димитрия Ростовского.
А в 1835 году во время грозы молния разбила старую шатровую колокольню. Тогда богатая москвичка Серафима Штерич, потерявшая молодого сына, пожертвовала крупный вклад на сооружение новой колокольни с храмом во имя священномученика Евгения Херсонского – по именинам сына и на вечное его поминовение. Эту прекрасную колокольню, ставшую церковной доминантой всей Рождественки, выстроил известный московский архитектор Н.И. Козловский.
В начале ХХ века обустраивать Рождественский монастырь пригласили известного архитектора Ф.О. Шехтеля. Он построил паперть собора в русском стиле и некоторые сооружения в западной части монастыря, стилизованные под XVII век. Главным же заказом стало возведение новой большой трапезной монастыря с церковью в честь Казанской иконы Божией Матери.
Однако проект Шехтеля оказался очень дорогим, и тогда обратились к архитектору Н.П. Виноградову, который составил более скромный план. И в 1906 году в Рождественском монастыре появилась великолепная пятиглавая Казанская церковь в популярном в то время русско-византийском стиле. Здесь же расположился приют для малолетних девочек, где их обучали грамоте и рукоделию.
После революции Рождественский монастырь конечно же был упразднен. В 1922 году его успели основательно пограбить, колокола сбросили наземь, наиболее чтимые иконы перенесли в соседнюю церковь. На территории монастыря и были устроены обычные коммунальные квартиры, которые расположились даже в Рождественском соборе. В стенах бывшей обители разместилось и отделение милиции, которое в 1923 году попросило передать под клуб одну из монастырских церквей, что было исполнено. Потом здесь и вовсе разместился исправительный трудовой дом, откуда заключенных увозили на работы.
Полностью было уничтожено кладбище с могилой основательницы, обваливались стены. Медленная реставрация началась только в 1960 году, когда стали расселять коммуналки. В 1974 году решением Моссовета ансамбль Рождественского монастыря передавался МАРХИ для создания заповедника древнерусского зодчества и искусства.
19 июля 1993 года, в день празднования Собора Радонежских святых, Священный Синод принял постановление о возрождении монашеской жизни в древней московской обители. Первыми насельницами стали сестры Пюхтицкого монастыря. Так началась новая история монастыря, началась вместе с Перестройкой. Постепенно здания обители были переданы в ведение РПЦ, в монастыре возобновились церковные службы, старинные постройки подверглись реставрации, школа, построенная на месте кладбища, снесена, а обнаруженные при её сносе фрагменты скелетов сложены в устроенную здесь же костницу.
Сохранились все три храма с колокольней. Тогда же в благословение Святейший Патриарх Алексий II передал монастырю икону «Собор Оптинских старцев», которая выносится в храм на поклонение в дни их памяти.
Сегодня можно смотреть на удивительную красоту Рождественского монастыря сколько захочется. Там очень красиво на территории, и очень красиво внутри храмов. Если это не мешает службе, можно просто всё спокойно осмотреть. Ну а можно приехать на службу и, простояв её, забыть и о времени, и о пространстве...
В декабре 2012 года на Рождественском бульваре неподалёку от монастыря был установлен памятный крест преподобной Евдокии-Евфросинии Московской, одной из основательниц обители. Хочется, чтобы не забывали и тот факт, что именно по воле Великой княгини Евдокии Дмитриевны в 1395 году в Москву была принесена чудотворная Владимирская икона Божией Матери, спасшая Русь от нашествия Тамерлана.
При монастыре существует Воскресная школа для детей 4-17 лет. В 2010 году в монастыре открылась бесплатная женская трехгодичная церковно-певческая школа. Действует социальный благотворительный центр «Милосердный самарянин» для помощи многодетным семьям и бездомным; при школах создана библиотека. С 2011 года в монастыре действуют молодежные организации, Воскресная школа для взрослых.
Мы, современные жители столицы удивительно мало знаем о прошлом своего города. То ли времени не хватает, то ли просто интересы другие... Может быть , если хотя бы случайно, мимоходом, на полчаса, вы сможете сюда заглянуть, то и интерес к родному городу проснётся? Я всегда буду на это надеяться.
P.S. В статье использованы фотоматериалы монастыря с его официальной страницы ВК.