Предисловие
Формат статьи экспериментальный. По ходу действия игры я пишу небольшие мысли о происходящем. Поэтому некоторые мысли могут не соответствовать сюжету игры, так как на момент написания мне вся картина ещё не видна.
В статье подробно описывается сюжет, поэтому перед прочтением рекомендую ознакомиться с игрой самостоятельно.
Мысли могут быть субъективными, буду рад, если в комментариях вы поделитесь своим мнением.
Эпизод 1
Игра начинается с цитаты Стивена Кинга, которую он продал создателям игры всего за доллар: "Кошмары не подчиняются логике, в них мало веселья, не стоит пытаться их объяснить, это уничтожает поэзию страха".
По мнению мэтра ужасов современные авторы разучились пугать, так как объясняют природу страха. Логики у страха быть не должно. Он не объясним. Здесь уместно вспомнить ещё одного мастера Говарда Лавкрафта, который пугал не бу эффектами, а чем-то необъяснимым, недоступным человеческому восприятию.
Тем самым Remedy дают указания и нам, чтобы мы не пытались понять смысл их задумки, его просто нет. Вполне себе постмодернистский приём.
Затем оказывается, что слова озвучивает главный герой игры - известный хоррор-писатель Алан Вэйк, у которого некоторое время творческий кризис. Его фамилия Wake (просыпаться) - тоже комментирует предстоящие события.
Начало игры, а мы видим сплошные комментарии - от реального Стивена Кинга, от создателей игры и от главного героя, который тоже является творцом.
Начало очень сильно напоминает вступление к фильму по роману того же Кинга "Сияние" - горные пейзажи и писателей, который едет набраться вдохновения.
В прологе герой сбивает автостопщика, но это то ли сон, то ли реальность. Тем самым нас настраивают на иллюзорность всего происходящего. Мы вместе с героем теряем ориентиры.
Появляется маяк, популярный образ, начиная с Вавилонской башни и заканчивая тем же Стивеном Кингом и его Темной башней. А фрейдистский, филосовский или любой другой смысл его можно комментировать бесконечно.
Автостопщик оживает и оказывается персонажем книги писателя. Тоже постмодернистский приём, когда грань между литературой и реальностью стирается. Персонаж восстает против создателя, который сам является персонажем игры, а, как окажется, и собственной книги.
Откуда-то возникает голос неведомого помощника. Он ведёт Алана к маяку.
Комментарии Алана к происходящему во сне похожи на текст художественной книги, которую он пишет.
Всё это оказывается кошмаром. Герой же едет со своей женой Элис на пароме. Он знакомится с ведущим радио эфира, который говорит о том, что скоро наступит День оленя. Этот ведущий всю последующую игру будет комментировать происходящее.
Алану звонит Барри, его менеджеру, который появится в городке чуть позже.
Алану нужно забрать ключ от дома в кафе у некоего Карла Стаки. Там он знакомится с официанткой Роуз. Тут же оказываются два странных старика, просящих его включить музыку, что он и делает. Они оказываются пациентами клиники, сбежавшими пациентами. Писатель идёт в туалет, где должен быть Стаки. Но вместо него какая-то загадочная пожилая женщина в чёрном даёт ключ и инструкции, как добраться до дома. Настаивает на том, чтобы навестить Алана.
Алан выходит из кафе, садится в машину жены, они уезжают. А в этот момент Стаки выбегает из кафе и кричит, желая отдать ключ.
Мы узнаем, что Алан уже два года не может ничего написать.
Остров, на который они прибывают, похож на птичью лапу. Герои устраиваются в доме.
Элис дарит Алану пишущую машинку, но на сюрприз Алан реагирует агрессией. Элис же добивает его тем, что рекомендует того самого владельца клиники, доктора Хартмана, где лечатся те два старика.
Алан в ярости убегает из дома. На дворе уже ночь.
Но Элис начинает кричать, так как дома отключился свет. У неё фобия. В доме Алан не находит жену. Судя по всему, Элис упала в озеро, Алан прыгает за ней.
Каким-то образом Алан просыпается в разбитой машине на краю ютеса. По ощущениям, он перешёл из одного кошмара в другой. Создатели игры тем самым усиливают иллюзорность всего происходящего.
Алан отправляется за помощью через лес к заправке. В машине он видит книгу Хартмана.
Он видит яркий свет, идёт на него. На земле оказываются разбросанные листы его рукописи "Уход", которую он так и не написал. По ходу прохождения игры мы будем встречать другие части романа.
Листы предсказывают, что произойдёт дальше по сюжету. Только вот в сюжете сам Автор является героем. Нарушая то, что происходит на листах, он может изменить сюжет.
Алан проходит через лесопилку, где на него нападает Стаки, только он явно не в себе и окутан темной аурой. Он прячется в домике. В этот момент Стаки начинает крушить дом, словно Джек Николсон в фильме "Сияние", даже не в книге Кинга, а в фильме по Кингу. Алан боится, но даже в такой ситуации видит сюжетные клише, которые с ним происходят. Скорее всего, это одна из причин его творческого застоя: все сюжеты уже выдуманы, а новое придумать практически нереально. Ещё один принцип постмодернизма. Что-то подобное можно сказать и об игре в целом. Разработчики используют клише, но обыгрывают их.
Алану удаётся убежать. Он обнаруживает, что фонарик показывает линии направления к ящикам с припасами.
Пока Алан идёт к заправке, на пути ему попадаются ещё листы. В одном из них мы узнаем, что Роуз видит в Алане и Элис идеальную пару, в другом о приезде Барри, который очень беспокоится за Алана. Ещё на одном листе Алан читает о том, что сбор страниц необходим, так как приближает его к разгадка того, где Элис.
Всё это время на Алана нападают люди с темной аурой. Каждый из них произносит обычные бытовые фразы, которые в книге могли бы быть просто фразами-функциями. Например, фраза, которая указывает направление герою или фраза, которая намекает на деталь. Сами персонажи становятся функциями. В книгах мы прочитываем места с ними и практически сразу забываем. В игре же они атакуют автора, продолжая тем самым стирать грань между вымыслом и реальностью.
В одном из домов Алан видит телевизор, по которому идёт научная программа о "Квантовом само***стве". Некий доктор Баркли Колвин хочет изменить судьбу, переписать сценарий. Он проводит эксперимент, в котором ст**ет в себя. Но пуля не вылетает из дула пистолета. На самом же деле по его мнению он выстрелом создал две реальности. В одной из которой он остался жить. Тем самым он даровал себе квантовой бессмертие. Начинаем складывать пазл:
1. Разработчики создают героя с прописанным сюжетом
2. Герой сам является творцом и давно не может написать книгу, так как все его идеи не новы
3. Персонажи автора начинают бунтовать против создателя, ведь не хотят подчиняться определённому сценарию (молчу о том, что они осознают собственную выдуманность)
4. Автор сам начинает понимать, что идёт по выдуманному сценарию, который он написал. И все это - выдумка разработчиков.
5. Что остаётся? Либо идти по сценарию, но в нем Элис мертва, либо пытаться его разрушить.
Тут мы видим и тему автора и его произведения, и судьбы, которую ещё с античности хотят люди изменить. В античности, кстати, смирились. Даже вполне себе радовались. В средневековье была небольшая свобода воли, ну а потом человек стал бунтовать. А вот в эпоху постмодерна мы уже ни во что не верим, знаем только сплошные клише. Отсюда желание переделать (деконструировать) уже знакомое. Этим как раз занимаются разработчики игры, ну и сам Алан Вэйк. Продолжим.
С трудом Алан добирается до заправки, где выясняет, что его не было целую неделю.
Здесь же он находит ещё один телевизор, в котором идёт запись с ним самим же. В этой записи он пытается продолжить писать роман, только так можно вернуть Элис. Иначе она может погибнуть.
На помощь Алану приезжает шериф Сара Брейкер. От неё он узнает, что остров, на котором они с Элис поселились, давно не существует. О Стаки Алан не рассказал.
И ту начинаются титры. Оказывается, что это первый эпизод истории. На первый взгляд странное решение, но на самом деле вполне правильное для задумки разработчиков. Мы, как игроки, отчуждаемся от происходящего. Ведь эпизодный принцип говорит нам, что это сериал, и все происходящее в нем - дело рук сценаристов. А учитывая то, что в самой игре все поголовно пытаются этот сценарий изменить, то титры создают именно ту атмосферу, которая и задумывалась.
Второй эпизод начинается за три года до событий. Алан с Элис дома. Он наливает ей кофе. Читает отрывки из своего романа, в котором герой очень похож на самого Алана. Резко выключается свет, Элис испугалась. Алан вспоминает о том, что мама в детстве давала ему фонарь, чтобы отпугивать чудовищ. В иге это основная механика. Опять же выдумка и реальность сливаются. Здесь же и тема автора и творения, что вдохновляет автора. Это намекает нам на то, что Алан - действительно герой собственного творения, и в этом творении он тоже пишет роман, где он главный герой. Бесконечная рекрусия характерна для постмодернистских текстов.
Действие возвращается в наши дни. Алана обследует врач. Сам же герой находится в участке. Он говорит с шерифом, но не рассказывает правды. Ему звонит неожиданно Элис и похититель, который приказывает идти на задний двор участка, где Алан найдёт доказательство того, что все они "из одной истории". Затем ему необходимо встретиться с похитителем в парке Элдервуд. Алан находит права Элис и ещё одну записку, где сказано, что они встретятся с похитителем. Сюжет пока идёт по спланированному сценарию.
Алан возвращается в участок и снова видит себя в телевизоре, где он пытается продолжить роман, чтобы спасти Элис.
На выходе из участка Алан знакомится с доктором Хартманом, ударив того по лицу, так как винит его в произошедшем. Ведь именно к нему привезла его Элис. Появляется и менеджер Барри.
Алан и Барри снимают дом. Его владелец - Расти.
В полночь Алан отправляется на встречу с похитителем. Барри остаётся дома.
В одном из домов Алан находит ещё один телевизор с научной программой "Человек в зеркале". В программе ведётся допрос человека, который без причин убил человека. Он идуроловал его настолько сильно, что никто не может его опознать. Отпечатки убийца совпадают с отпечатками убитого.
В одном из найденных листов предсказывает убийство Расти.
Буквально тут же Алан обнаруживает растерзанного Расти, он на грани смерти. Алан хочет включить свет, чтобы помочь Расти. Но кто-то сломал свет, а на улице объявляются люди во тьме. Расти тоже попал под влияние тьмы и теперь атакует Алана. Алан убивает его.
Барри звонит Алану, понимая, что происходит что-то неладное.
Ещё в одной из записок Алан рассуждает о том, как удачно, что кто-то разложил необходимые вещи для защиты в тёмном лесу. Как и ящики с припасами, это ироничная обыгровка разработчиками мест пополнения запасов.
В одной из записок мы узнаем о некоем агенте Найтингеле. Его задача - поймать писателя.
В следующей сцене похититель спасает Алана от монстров. Очень интересна фраза, которую он произносит:
Похититель знает сценарий истории, происходящей с Аланом. Вместе они с боями доходят до Лаверс Пик, где отбиваются от волны врагов. Алан делает это без оружия, так как агент считает, что это не по сценарию.
Он требует от Алана всю рукопись его неготовой книги. Только после этого он вернёт Элис. Они сражаются, и похититель убегает.
Звонит снова Барри. На него напали птицы, "как в фильме Хичкока". Снова метакомментарий.
Алан отправляется за ним.
Снова в одном из телевизоров герой видит себя. Он рассуждает о том, что у истории должна быть логика, иначе она погибнет. Алан находит машину и на ней добирается до Барри. Дом действительно атаковали птицы, с которыми Алан расправляется.
С Аланом связывает похититель и договаривается о встрече, на которую нужно принести рукопись.
Алан отправляет Барри попытаться что-то узнать о похитителе, а Алан садится за роман.
Барри звонит Роуз. Он нашла страницы Алана. На самом же деле ей управляет та самая таинственная женщина из кафе.
На этом вторая глава заканчивается.
Шериф Сара звонит и говорит, что агент Найтингейл хочет увидеться.
Алан с Барри приезжают к Роуз. Барри немного узнал о месте, в котором поселились Алан и Элис. На озере был остров, принадлежал он Томасу Зэйну, писателю. После извержения вулкана остров потонул и Зэйн вместе с ним. За неделю до этого умерла возлюбленная писателя Барбара Джаггер. Тут параллели очевидны. Статьи о произошедшем написаны Синтией Универ, чудачкой, с которой пересекался в кафе Алан.
Они приходят к Роуз. Она странно себя ведёт. Она поит их чаем со снотворным. Алан снова оказывается во сне. Светом, который говорил с ним в самом начале, оказывается Зэйн. А пожилая леди в чёрном - тьма в обличии Барбары. Он требует зажечь свет. Тут же показывается и ведьма. Она требует приняться за работу, после чего Алан просыпается.
Он просыпается в незнакомой комнате, где по телевизору снова видит себя. Он называет ведьму воображаемым редактором. Именно она направляет Алана, а до него Зэйна.
Комната находится в трейлере Роуз. Сама девушка словно под гипнозом. Барри ещё под действием яда.
Неожиданно появляется ФБР во главе с Найтингейлом. Он требует сдаваться. Но Алан сбегает.
Алан решает направиться к радиомаяку, но тьма не даёт ему пройти, словно запрещает идти не по её сценарию. Опять же, если в других играх игроку просто не объясняют причины, по которым он не может зайти за невидимые сцены, то здесь все оправданно.
Свет фонарей помогает такие стены рушить.
Алан добирается до радиостанции, но и ФБР приезжает сюда. Из-за ошибки Найтингейла Алан снова сбегает и отправляется в шахту. Найтингейл радиста называет Дэном Брауном, а Алана Говардом Лавкрафтом.
Алан снова пробирается через лес.
Неожиданно звонит Элис, ей одиноко. Она видит человека, похожего на Алана.
Тьма следует за Аланом. Он пытается пробраться через железнодорожный переезд, но она намеренно все ломает и не даёт пройти дальше.
Герой снова вспоминает о Стивене Кинге, в книгах которого никто не бывает в безопасности. Значит и Алан мог быть поглощен тьмой.
Алан находит ещё один телевизор с программой "Семейный праздник". Журналист оказывается невольным участником ритуала, в котором из него что-то вырастает.
А на Алана нападает бульдозер. Босс-бульдозер. Это так обыгрывается типичный босс-вертолёт?)
К рассвету Алан добирается до шахты.
Похититель так и не пришёл. Ночью он звонит и требует идти в Миррор Пик. Алан в ярости.
В пути он находит ещё одну страницу рукописи, в которой говорится о том, что Барбара была музой для Зэйна. Для Алана таким человеком является Элис. И её он потерял. То есть поиск Элис равен поиску вдохновения и источника для творчества.
На пути ему попадаются световые гранаты, которые вряд ли есть в арсенале электриков. Опять же, разработчики обыгрывают наличие нелогичных вещей.
По пути на Алана продолжают нападать монстры и предметы, окутанные тьмой.
В одном из встреченных телевизоров Алан вновь видит себя, рассуждающего о творчестве Зэйна.
Алан заходит в пещеру и слышит голос Элис, зовущей на помощь. Он идёт вглубь. Её там не оказывается, и он вновь выбирается на воздух.
Алан идёт по направлению к острову Колдрон. Он находит страницу, где предсказывается, что он встретит доктора Хартмана. Тот скажет, что Алан давно является пациентом клиники.
Алан находит похитителя, но того уносит тёмная сущеность, как и Алана. Похититель при этом кричит, что у него нет жены Алана. На этом эпизод заканчивается.
Итак, мы видим, что разработчики продолжают тему иллюзорности всего восприятия. В герое и в нас это создает ощущение неустойчивости, страха. Ощущение, которое характерно для эпохи постмодерна.
Алан ввидит Элис, но это не Элис, а Хартман. Он говорит, что Алан болен. Это кошмар, писатель просыпается. Дверь из комнаты заперта, он находится в клинике.
Появляется Хартман, он знакомит Алана с клиникой. Всем своим видом он показывает, что хочет помочь. Он говорит, что Элис мертва, а Алан не хочет смириться с этим. Он создал выдуманную реальность.
Алан не верит.
В клинике Алан встречает Одина и Тора - двух стариков из начала игры. В клинике барахлит питание, на улице портится погода. Они намекают, что Алану нужно оказаться у них дома.
Писатель снова видит телевизор, где показывают его. В телевизоре он понимает, что его история стала реальностью.
Хартман говорит приняться Алану за работу над рукописью.
В клинике небольшой бунт. Алан хочет воспользоваться этим, чтобы сбежать.
Алан направляется в офис Хартмана. На глаза ему попадается плёнка с интервью Элис. Она боится за состояние Алана.
На одном из фото Алан видит рядом с Хартманом похитителя Элис. Алан понимает, что его точно обманывали.
В клинике оказывается запертым и Барри. Алан его освобождает.
Появляется Хартман, он пытается переубедить Хартмана. Тот уговаривает его вместе создать что-то впечатляющее. Но тут снова тьма нападает.
В одной из страниц Алан читает строки о том, что Хартман некий продюсер.
Хартман - продюсер
Барри - менеджер
"Барбара" - цензор
Элис - муза
Алан - автор и персонаж
"Зэйн" - аполоническое начало, "Барбара" - дионисийское
Через Зэйна и Барбару разработчики раскрывают тему искусства и того, как оно создается: как конфликт между гармоничным (аполоническим) и дисгармоничным (дионисийским).
Алан пробирается через лабиринт, словно в "Сиянии".
Алан добирается до Барри, и они вместе уезжают на машине.
Но пока они едут, попадают в аварию. Алан теряет оружие. Снова Алану нужно проходить черёд препятствия. Он идёт к ферме, Барри идёт другим путем, так как упал в другом месте.
Появляется свет Зэйна, который говорит, что даёт ему листы в нужное место и время, чтобы показать, как развиваются события.
Он даёт ему лист, где говорится, что в финале романа Темная сущность обретёт свободу.
Рядом с фермой Алан видит машину, а Барри где-то кричит. Он находит его, но вместо него он видит сильно раненого человека. Он говорит, что его друг, словно в плохом фильме, оказывается главным злодеем: "Кто вообще писал это дерьмо?"
Алан находит телевизор, по которому он видит себя. В экране Алан говорит, что если он продолжит работу, то ничего хорошего не будет. Это освободит Тёмную сущность, а Элис лишь приманка. Он хочет бежать. Он вписал себя в историю, чтобы что-то изменить.
Получается, что все происходящее с игроком - вымысел писателя. Все клише - просто попытка продолжить сюжет, хоть и не самый качественный. Опять же мы видим, как авторы обыгрывает классические сюжеты ужасов.
Здесь же мы видим ещё один приём, когда авторы намеренно отодвигают себя от происходящего. Мол, это не мы не можем придумать нормальный сюжет, а делаем так намеренно. Такой приём необходим, чтобы не пришлось оправдываться за не те мысли. Здесь же таким образом авторы открещиваются от сюжетных ходов.
Алан добирается до фермы Андерсенов (тех двух стариков). Она оформлена в виде рок-сцены, на которой Алан отбивается от монстров. Здесь же оказывается и Барри.
Алан идёт к дому Андерсенов. Здесь он смотрит по телевизору научную программу "Сон во сне". В которой человек спит, а люди вокруг него ему снятся. Но и они думают, что это их сон. Если же он проснётся, то умрут все те, кто ему снится.
Алан двигается дальше, на пути он сражается с бульдозером.
Дом Одина и Тора похож на прибежище викингов. Вообще очевидна параллель с мифологией этого народа. Рагнарек - конец света. Именно в их доме Алану нужно найти что-то важное.
Ожидая рассвета, Барри и Алан решают выпить. Они включают пластинку, на которой певцы поют о том, что нужно найти ключ от дома. Алан говорит, что нужно найти Синтию Универ - чудачку из кафе.
Алан засыпает и снова оказывается во сне, где он на острове рядом с домом. Элис кричит о помощи. Он со стороны видит то, что с ним произошло в начале. Он видит, как им манипулирует Барбара. Она обвиняет его в смерти Элис. Но она говорит, что можно изменить реальность, если начать писать книгу. Он соглашается. На это уходит неделя. По ходу сюжетной линии тьма становилась сильнее. Он вписывает Зэйна в роман, чтобы он мог его спасти. Благодаря этому Алан, спасается, после чего и происходят действия игры. А разбивка на главы олицетворяет не сериал, а главы книги романа, который написал Алан.
Алан просыпается и оказывается под дулом пистолета Найтингейла.
Эпизод заканчивается.
Алана и Барри сажают за решётку. Найтингейл злорадствует. В этот момент Найтингейла забирает тьма. И герои вместе с шерифом идут в её офис.
Алан хочет найти Синтию Уивер, она знает, как спасти Алана. Барри остаётся в участке.
Алан идёт с шерифом.
Шериф и Алан идут по городу, но тут навстречу бежит Барри. Он спасается от тьмы. Путь ему преграждает машина.
В одной из записок мы узнаем, что отметки для тайников оставляет именно Синтия, к которой идёт Алан. Она собирает припасы для обороны на случай войны света и тьмы.
Они находят Барри. На странице романа мы узнаем, что Элис жива, она ждёт спасения. Типичная сказка о герое и принцессе от Тесея или Персея до Марио и Зельды.
Они находят вертолёт, Алан отбивается от кучи монстров, и все успешно улетают.
Герои не совсем успешно долетают до подстанции. Убивая монстров, Алан находит электростанцию. Но нужно перебраться через водоём.
Он переходит через мост. Находит на станции Синтию. Она говорит о тайном ходе. По нему они идут к дамбе. Звонит Барри, он в опасности. Алан идёт за ним. В обломках вертолёта никого не находит. Они оказываются недалеко, отбиваются от монстров.
Герои добираются до дамбы, там оказывается и Синтия.
На дамбе лист с автобиографией Алана, но писал её не он, а Зэйн. Зэйн сочинил всю эту историю. Он вынужден был убрать себя из истории, чтобы спасти мир, но оставил частичку себя, которую вписал в историю Алан. Но прежде он вписал и самого Алана. На столе лежит щелкунчик, который Алан подарил Элис.
Эпизод заканчивается.
Снова флэшбек. Два года назад. Алан просыпается после похмелья. По телевизору он видит интервью с собой, где рассказывает о новой книге.
Приходит Элис, и он предлагает ей уехать в отпуск.
Алан собирается вернуться на озеро, чтобы завершить эту историю. На улице солнечно.
На пути к озеру Алан вновь сталкивается с тьмой. Но помешать не получается.
Алан ныряет в озеро и оказывается в кровати с Элис. Но это кошмар. Он в квартире, ищет щелкунчика. Ему помогает Зэйн.
Он оказывается в странном месте. Видит надписи и тропу, по которой идёт вперёд. Голос Элис говорит, что не любит его.
Он подходит к дому. Внутри видит "Барбару" . Он обнимает её, вставляет в неё щелкунчик, и она озаряется светом.
Он остаётся один. Он осознает, что нужно дописать роман.
Мы снова видим, как он ныряет за Элис. Проходит несколько дней. Элис выплывает на поверхность. Но теперь исчез Алан.
В городке наступает День оленя.
В последнем кадре мы видим Алана, он говорит: "Это не озеро, это океан".
Обобщаем
Используя приёмы постмодернизма, разработчики очень грамотно раскрывают темы борьбы добра и зла, тьмы и света, автора и его произведения, автора и вдохновения, источников вдохновения.
Под мистической историей можно разглядеть мысли о том, как создаётся произведение искусства, через что приходится проходить автору, чтобы создать свое творение.
Видел в интернете отзывы о том, что геймплей игры очень нудный. Может, это и так. Но сценарий продуман до мельчайших деталей и, как мне кажется, может служить отличным учебником для тех, кто сочиняет свои истории.