Казалось бы, у стремительного роста интернет-торговли одни плюсы: за качественными и недорогими вещами не нужно никуда ехать, достаточно открыть интернет — и уже через пять минут можно стать скорым обладателем вещей из последней коллекции любого модного дома. Появление маркетплейсов сделало шопинг на порядок быстрее и проще. Но у всего есть оборотная сторона: некоторые покупатели стали по-настоящему одержимы онлайн-покупками. Причем до такой степени, что профильные врачи требуют признать ониоманию (другое название шопоголизма) психическим расстройством. Не склонные к алармизму «Тонкости» решили выяснить, не хватили ли медики на этот раз через край.
Симптомы налицо?
По определению Всемирной организации здравоохранения, психические расстройства объединяет изменение в мышлении, эмоциональной регуляции и поведении. Часто такие расстройства сопровождаются длительным стрессом. Исследования, проведенные представителями Ганноверской медицинской школы (Германия), показывают, что все это есть у одержимых шопингом людей. По крайней мере, именно так их трактуют психиатры.
Онлайн-шопоголики складывают в виртуальные корзины все без разбора и сидят на маркетплейсах часами, не видят проблемы в своем пристрастии, злятся, когда их хотят образумить и пытаются скрыть свою манию от близких.
Они не следят за количеством потраченных денег, иногда влезая в серьезные долги, во время шопинга испытывают эйфорию, а до и после него их могут мучить тревожность, депрессия и угрызения совести.
Шансы есть
В Международной классификации болезней пока нет пункта под названием онлайн-шопоголизм — но игромании там тоже еще сравнительно недавно не было. Появится ли новое расстройство в МКБ, зависит от мирового медицинского сообщества. Вряд ли это произойдет прямо сейчас: данных для признания онлайн-шопинга психическим расстройством пока что маловато. Исследователи изучили данные всего лишь 122 человек, обратившихся за врачебной помощью из-за своей мании постоянно снимать тревогу или улучшать настроение бесконтрольными покупками. Но если прикинуть по аналогии с той же игроманией, сколько онлайн-шопоголиков не доходят до медиков, станет понятно, что проблема эта вполне серьезная.