Найти тему

В Музее искусства Санкт-Петербурга ХХ – XXI веков работает выставка Олега Татарникова

Слово «память», которое кураторы обычно стараются не использовать в названии ретроспективных показов в силу избитости, здесь выглядит уместным. Около двадцати лет назад по личным драматическим причинам Татарников не только полностью отошел от выставочной деятельности, но и вел жизнь затворника. И постепенно попал в разряд «забытые художники». Даже многие из тех, кто интересуется отечественным искусством второй половины ХХ века, об этом живописце не слышали.

Его биография легко укладывается в канон: старший сын известного художника Георгия Татарникова, он окончил СХШ им. Б. В. Иогансона и Академию художеств в мастерской монументальной живописи Андрея Мыльникова. В советское время успешно работал над росписями в интерьерах общественных зданий в разных городах. Одновременно занимался станковой живописью, уделяя особое внимание пейзажам.

Куратор Маргарита Желонкина выстроила показ 60 произведений Татарникова разных лет, хранящихся как в самом музее, так и в частных собраниях и у наследников художника, «не пряча» его трудной биографии. Со светлой по колориту и по настроению серией картин «Медсестры», явно отсылающей к мадоннам эпохи Возрождения, контрастируют мистические городские пейзажи с яркими ночными огнями. Драматична картина «Вечер в мастерской»: художник изобразил себя при слабом свете свечи на фоне развешанных на стене картин. Их много, но автор не выглядит уверенным в правильности сделанного.

Выставка завершается умиротворенно: солнечным пейзажем «Оредеж. Песчаный спуск» и давней картиной «Лето на Свири», где мальчуган наблюдает за своим игрушечным парусником, мечтая о дальних плаваниях по большим морям. Татарников мечтал стать художником, и его мечта сбылась.