Нарядная невестушка предлагает состязание для сорока королей и королевичей, чтобы выбрать достойнейшего себе в мужья… С ней приходят две подруженьки-сестрицы. А потом в дело идет тележная ось.
Татарский посол так проявляет себя при дворе князя Владимира, что тот решает выдать за него замуж свою племянницу… Посол же просит отдать ему пленника из княжеской темницы.
А на праздничном царском пиру пляшет в нарядном сарафане девица… только далеко не всем это нравится.
Что здесь происходит и какого пола наши герои?
Сюжет с татарским послом, вероятно, узнали многие. Был такой мультик, советский… Там, правда, отсутствовал следующий эпизода.
Увезя освобожденного из темницы богатыря – Ставра Годиновича – из Киева, татарский посол начинает намекать на то, что они давно и близко знакомы. Спрашивает, помнит ли Ставр, как они играли в сваечку – посол выставлял золотое колечко, а Ставр метко попадал серебряным ножичком? Ставр недоумевает, что происходит и говорит, что ничего подобного не помнит. Тогда посол скидывает татарское одеяние… и оказывается женой Ставра богатыршей Василисой Микулишной, дочерью хтонического Микулы Селяниновича. Тут и наступает счастливый конец – и в невероятно забавной авантюрной былине, и в целомудренном советском мультфильме.
Гораздо менее известен в наши дни случай обратного переодевания.
Богатыри в юбках
О приключениях Михайло Потыка мы уже рассказывали на канале: о его коварной жене-оборотне и о том, как к ней съехались свататься сорок королей и королевичей. При живом муже. Конечно, Михайло расправляется с ними, причем по-хитрому – вначале, чтобы усыпить бдительность врагов, переодевается в одежды жены.
Есть версия еще более расширенная и занятная.
Короли и королевичи не просто приехали требовать руки красавицы колдуньи, они вовсе осадили Киев, создав в сюжете дополнительные давящие обстоятельства. Понимая, что на кону судьба всего города, Михайло решается на отчаянный шаг. Да, он переодевается в одежды жены и под ее видом идет в лагерь врага, но с ним вместе, так же в женских одеждах, идут и его крестовые братья – Илья с Добрыней. Подробно описывается, что они все оделись в женскую одежду, по-женски причесали волосы. Не раскрываются, правда, то, как они замаскировали бороды.
Так или иначе, иноземные цари поверили и, чтобы заслужить руку красавицы-колдуньи, стали биться меж собой. Оставшихся пятерых Михайло забивает насмерть тележной осью. И все же до хэппи-энда в этой былине – одной из самых длинных и сюжетно сложных – еще далеко…
Занятно, что, похоже мы имеем тут дело сразу с византийским и с западным влиянием. В осаде города войском иноземных царей и требованиях выдачи единственной красавицы явно прослеживаются мотивы «Илиады». А переодевание брутальных воинов в невесту и ее подруг здорово напоминают план по спасению Тором его молота от великана Трюма.
Если же говорить о реальных исторических личностях, то, наверное, самый яркий и запоминающийся образ мужчины в сарафане – это опричник Федор Басманов. Его вспоминает, наверное, каждый, кто рассказывает нравах при дворе Ивана Грозного. И хотя неопровержимых фактов, подтверждающих или опровергающих пристрастия молодого опричника, у нас нет, все же попробуем предположить, как и почему подобное могло иметь место.
Скоморошьи пляски
В традиционной русской культуре и в народном творчестве переодевания с временной сменой гендера (социального пола) вообще были обычным делом, если речь шла о скоморошьих представлениях и праздничных гуляниях. Практически в каждой скоморошьей ватаге был участник, облаченный в сарафан, порою, вывернутый наизнанку.
Скоморошество – почти позабытая, превратно понимаемая в наши дни, исконно русская культура карнавала.
Известно, что скоморошьей культурой Иван IV Грозный, довольно творческий человек в целом, действительно увлекался.
Об одном эпизоде гуляний при дворе мы можем узнать от Андрея Курбского. На пиру, где гости плясали в масках, царь Иван хотел заставить надеть маску и воеводу Михаила Репнина. Тому «бесовские» обычаи были не по нраву – он сорвал маску, растоптал и сказал царю в глаза, что тот ведет себя как негоже христианскому государю. Вскоре Иван в отместку приказал убить Репнина прямо в церкви.
Не стоит забывать, кто, когда и в каких обстоятельствах писал всё это – беглец и предатель, военный преступник, нашедший убежище во враждебном государстве. Курбский старался особо отметить неприглядные стороны жизни московского двора.
По сей день трудно отделить правду от лжи во всех имеющихся источниках, оставшихся от предполагаемых очевидцев. Среди прочего и в вопросе слухов о скверных нравах Федора Басманова, которые и стали почвой для рассказов о плясках в женском платье.
Понятно и то, что, независимо от того, кто в истории с маской герой, а кто однозначный злодей, случай этот был лишь "последней каплей", поводом к расправе над непокорным воеводой.
Если при дворе Ивана Грозного и правда веселились в традициях скоморошества, то ни пляски в масках, ни даже появление молодого человека в женском сарафане (если подобное вообще имело место в реальности) не были бы чем-то странным.
Странно, что пир и пляски в масках предстают вдруг в устах западника чем-то плохим.
Тем более, что в европейской карнавальной культуре, в традициях площадного театра, такие переодевания были такой же нормой, как и в русском скоморошестве. И оба этих культурных явления когда-то отличались не так сильно, как представляем мы сегодня.
Любовь {Leo} Паршина, специально для канала "Русичи"
__________________________
Ваши лайки и подписка помогут развитию канала! А еще приглашаем в нашу группу ВК "Русичи" и ждем вас в Телеграме. Наше видео смотрите на Youtube (с озвучкой!)