5-3-й века до н.э. были известны в Китае, как период сражающихся царств. В то время Поднебесная была разделена, но находилась на пути к своей централизации. Впрочем, некоторые из государств были настолько могущественными, что уже имели возможность оказывать влияние на жизнь соседей.
Благодаря военному и экономическому давлению цивилизованного юга в степи тоже возникли тенденции к объединению. О существовании народов в то время говорить было рано, однако, тогда уже сложились союзы племен, которые стали этническим ядром более поздних наций.
Дунху были предками монголов, теле – предками тюрков, мохэ – предками чжурчжэней, а через них – маньчжуров, а четвертыми были хунну, которые прямых наследников не оставили. Эти конфедерации проживали в центральной части Монголии, на востоке от нее, на северо-западе и западе соответственно.
В конце концов, хунну объединились и сумели основать обширную кочевую державу. На раннем этапе своего существования она вобрала в себя все четыре указанных элемента. Помимо хуннских, тунгусо-маньчжурских и тюрко-монгольских племен и родов в ее составе были енисейские группы. А после завоевания нынешнего Западного Китая были включены иранские и тибето-бирманские кланы.
Таким образом, у Хуннской империи был исключительно сложный этнический состав. Предполагается, что, чем ближе те или иные племена были к царскому престолу, тем более у них преобладали монголоидные признаки. Однако, это касается только расы, а не в коем случае не национальности. Несмотря на наличие тюркских, монгольских и иных гипотез, язык хунну сложно отнести к какой-то одной из ныне существующих групп алтайской языковой семьи. Вполне вероятно, что это было отдельное наречие, которое со временем забыли.
Двести лет хунну контролировали Великий шелковый путь. Но в течение первого века нашей эры распались на южную и северную ветви – точнее, на юго-западную и северо-восточную. Причиной был спор из-за того, кому должен был достаться титул императора – шаньюя.
История южан хорошо известна. Они продолжали существовать еще в течение нескольких сотен лет, претендовали на власть над существенной частью Китая. В конце концов, они переселились в пределы самой Поднебесной, перешли к земледелию и где-то в 600-х годах ассимилировались. Согласно родословной легенде, основателем могущественной династии Тан, что правила Поднебесной в раннее средневековье, был один из князей хунну.
В 89-м году н.э. северные племена потерпели сокрушительное поражение от коалиции во главе с сяньби, выходцами из союза дунху. И через несколько лет бежали так далеко, что в Китае о них больше никогда не слышали. Последний раз они недвусмысленно упоминались в 150-х годах, когда воевали на территории современного Казахстана. Поскольку сяньби сами начали тяжелые войны с китайцами, они могли получить возможность восстановить свои силы.
Наконец, в 370-х годах в Восточной Европе появляется новый могущественный кочевой союз, составленный, по крайней мере, из племен тюркского, монгольского, иранского и мадьярского происхождения. В дальнейшем они покорят славян и германцев и в их главе станут известны в римских империях под именем гуннов, бича божьего.
Античные историки, политики и географы подчеркивают их «странный» внешний вид, говорят, что они были невысокого роста, имели смуглую кожу, странной формы головы, маленькие глаза и плоские носы. Предполагается, что это своеобразное описание монголоидной внешности.
Вот все, что нам известно о взаимосвязи гуннов и хунну. Между падением одних и возвышением других промежуток, по крайней мере, в две сотни лет. Что было между этим – мы достоверно не знаем. Даже не вполне представляем, изменился ли хуннский язык, возможно, гунны уже говорили на тюркском. То есть, неопровержимых доказательств на этот счет нет, есть домыслы и факты, являющиеся поводом для размышления.
С одной стороны, реконструкция внешности гуннского воина, который был погребен в пределах Римской империи около 500-го года, показывает, что у него было типично монголоидное лицо, включая эпикантус. С другой стороны, исследования гуннских захоронений в Венгрии, которые появились несколькими десятилетиями ранее, говорят, что эти люди имели темные глаза, но смешанное, европейское и восточно-азиатское происхождение, которого у хунну не должно быть.
Традиционно ученые все-таки считают европейских гуннов потомками азиатских хунну, которые сильно смешались со всеми племенами, стоявшими на их пути. Таким образом, они оказались одной из первых восточных племенных конфедераций, которые проложили себе путь на запад.