Найти тему
Akka Hotels: отдых в Турции

Эвлия Челеби – великий османский путешественник

Эвлия Челеби
Эвлия Челеби

Организованный туризм с заранее продуманной программой и чётким пониманием, как и куда вы едете – явление в человеческой цивилизации не такое и старое. Пятьдесят лет назад вам пришлось бы с собой в путешествие брать атлас автомобильных дорог и карту, а пятьсот лет назад и карты не помогли бы, потому что кроме карты нужно ещё знать всё о месте, куда хочешь отправиться.

Мы недавно писали о выдающемся морском картографе Пири-реисе, авторе «Книги морей», а сегодня хотим познакомить вас с путешественником, исследователем, писателем и историком Османской империи XVII века – Эвлией Челеби и его «Книгой путешествий».

Родился будущий великий путешественник в 1611 году в Стамбуле в семье османского придворного ювелира, причём мать его была родом из Абхазии, что потом скажется на особом отношении Эвлии к этой стране.

Эвлия  Челеби на коне
Эвлия Челеби на коне

Мальчик получил превосходное образование, изучал исламское богословие и право, а также основы ювелирного дела. А ещё ему повезло с родственниками. Среди близкой родни числилась парочка великих визирей, государственный казначей и даже… дочь султана Мурада IV-го. Вполне логично, что умного парня, который отличился красивым чтением Корана на торжественной службе в мечети Айя-София, взяли ко двору султана.

При дворе Эвлия в совершенстве освоил совсем другие навыки – верховую езду, стрельбу из лука и метание дротика. Позднее он пошёл на службу сипахом – это специальное подразделение тяжёлой кавалерии. Военная служба отразилась на дальнейшем обучении Эвлии, он прекрасно разбирался в вооружении, укреплениях и тактических действиях, что сказалось потом на высоком качестве текстов его книги.

Путешествия Эвлии Челеби в основном были связаны с назначениями его родственников в различные части Османской империи. Его описания были очень тщательными и в целом правдивыми, разве что немного преувеличивали отдельные явления и события. Сам Эвлия неоднократно утверждал, что не умеет лгать. Свою стезю путешественника-исследователя он объяснил вещим сном. Якобы в девятнадцать лет юный Эвлия увидел во сне самого пророка Мухаммеда. Растерявшись, он перепутал слова обращения к пророку и вместо «Заступись, о посланник Аллаха!» сказал: «Помоги в путешествии, о посланник Аллаха!». В те времена было принято толковать всякий сон, а уж связанный с пророком – тем более. Все умные и авторитетные люди, к кому обращался за советом Эвлия, в один голос твердили, что сон вещий и надо ему следовать, то есть, отправляться в путь, а там Аллах направит в нужную сторону. Мудрый отец конкретизировал: ««Навести, повидай и опиши гробницы пророков и праведников, степи и пустыни, высокие горы, удивительные деревья и камни, города, замечательные памятники и крепости. Напиши об их завоевателях и строителях, …и создай сочинение, которое назови Книгой путешествий».

Сипахи
Сипахи

При первой появившейся возможности Эвлия отправился познавать мир и начал со Стамбула. Он подробнейшим образом описал столицу и ее предместья, на что ушло десять лет. Если вы бывали в Стамбуле, то вас не удивит эта цифра.

Впервые из Стамбула Эвлия выехал в 1640 году, в Бурсу, а затем в Измит и Трабзон. Через год сложилось первое длительное путешествие из Трабзона до Анапы вдоль Черноморского побережья. Эвлия подробно описал родину своей матери, «страну Абаза». Это описание и по сей день занимает почетное место в историографии Абхазии.

В 1641- 42 годах Эвлия принял участие в неудачной для Османской империи осаде Азова. В Стамбул он возвращался через Крым, посетив Бахчисарай и Балаклаву. Первое серьезное плавание по морю оказалось настоящим испытанием. Недалеко от Балаклавы корабль попал в шторм и с трудом добрался до болгарского побережья. С тех пор Эвлия старался как можно меньше времени проводить на кораблях, почти все его путешествия пролегали по суше.

Осада Азова 1641-42 годы
Осада Азова 1641-42 годы

В 1647 году отправился в Эрзурум, Гянджу, Баку, Тифлис, проехал через весь Северный Кавказ и возвратился в Стамбул с османскими войсками. Затем он отправился в Сирию, Ливан и Палестину, откуда вернулся в город Сивас в Центральной Анатолии. В 1651 году Эвлия отправился в крепость Озю (Очаков) вместе со своим дядей, который получил туда назначение. По дороге Эвлия подробно описал болгарские города Софию и Тырново.

В 1655 году его целями стали Конья, Караман, Битлис, Муш, где он умудрился ещё и повоевать немного с курдами. Затем были земли Ирана вплоть до Багдада. Оттуда Эвлия вернулся в Очаков и последовал за дядей в Боснию.

Ранок в Яффо (худ. Густав Баурнфайнд)
Ранок в Яффо (худ. Густав Баурнфайнд)

В 1657 году он побывал в Крыму и познакомился с ханом Мухаммадом Гиреем IV, с которым его потом свяжет долгая дружба.

В 1659 году Эвлия посетил Эдирне и Яссы, участвовал в осаде венгерского города Варад, потом снова вернулся в Боснию, описав все встреченные по пути крепости. Потом был поход в Хорватию и венецианские владения, затем венгерский город Темешвар и Албания.

В 1662 году совсем ненадолго Эвлия венулся в Стамбул и вот уже новое путешествие - поход на Венгрию, потом в Богемию.

Всего Эвлия Челеби в течение двадцати шести лет по его собственному признанию «десять раз был в рядах сражающихся и одиннадцать раз вместе с османским войском участвовал в осаде важных крепостей».

Характерно то, что хотя Челеби хорошо знал военное дело, он всё же больше наблюдал и записывал, чем воевал.

Будапешт в XVII веке
Будапешт в XVII веке

В 1665 году Эвлия в составе посольства находился в Вене, затем посетил Пешт, Валахию и Молдавию. Потом снова были крымские земли, владения его друга хана Мухаммада Гирея IV-го. На этот раз из Крыма Эвлия отправился в земли донских казаков, а потом и вовсе поднялся по Волге от Астрахани к Казани.

Если иметь в виду, что все эти бесконечные перемещения происходили в век исключительно конной тяги, то расстояния, пройденные путешественником, впечатляют невероятно.

В 1668 году Эвлия посетил Фракию, Македонию, Фессалию, Морею, Крит. Тогда же были описаны острова Адриатического моря. После этого он вернулся в Анатолию, а затем совершил хадж в Мекку.

Карта Мекки 1700-го года
Карта Мекки 1700-го года

Из Мекки путь лежал в Египет, где Эвлия Челеби прожил почти девять лет, посещая и описывая сопредельные земли. Последние годы жизни Эвлия мало путешествовал. Он тщательно систематизировал свои путевые заметки, работая над десятитомным сочинением, которое назвал согласно совету отца «Сейяхат-Намэ» («Книга путешествий»).

Предполагается, что Эвлия Челеби закончил свои дни в Египте примерно в 1680-м году, оставив в наследство человечеству труд огромной ценности – щедрый источник по истории, географии, лингвистике, архитектуре и по множеству иных вопросов, как османских земель, так и соседей Османской империи.