Найти в Дзене

Оковский рубеж Руси

Оглавление
Переславль-Залесский, Ярославская область.
Переславль-Залесский, Ярославская область.

Начало публикации в статье Переяславль, как символ русской славы.

В сказке «Никита Кожемяка» говорится о неком рубеже, который разделил русскую и змеиную земли. Возможно и название реки Трубеж, на которой стоят все Переяславли (Русский, Рязанский и Залесский), имеет рубежную, оборонительную основу. При этом Переяславль, стоящий на реке Трубеж, представляет собой форпост, защищающий главный город от нашествия супостата.

Переяславль-Русский находится в 80 км к юго-востоку от Киева на Днепре; и с момента своего основания защищал город Киев от нападения печенегов, кочевых племён Дикой степи. Что интересно, Киев и Переяславль находятся на разных берегах Днепра. Киев на правом, а Переяславль всегда на том берегу, где ожидается неприятель.

Переяславль-Рязанский (город Рязань) находится в 50 км к западу от Старой Рязани; он также защищал город Рязань от набегов супостатов, возможно славян-ляхов (вятичей). Однако, причина постройки Переяславля-Рязанского могла быть не для защиты от ляхов, а, скорее всего, от другого неприятеля, приходившего на Русь намного ранее. Старая Рязань располагалась в излучине Оки на правом берегу; Переяславль стоит на холме, также на правом берегу Оки, скажем так, на противоположном от Руси (Оковского леса) берегу. Возможно, и город Рязань, и Переяславль-Рязанский, каждый в своё время, охраняли подступы к Оке с юга, а Рязань ещё и с востока.

Город третий: Переславль-Залесский

Переславль-Залесский стоит на реке Трубеж, на берегу Плещеева озера. Он расположен в 60 км к югу от Ростова Великого, стоящего на озере Неро (в старину Ростовское озеро). Название своё получил оттого, что находится в Залесье.

«Название «Залесье» географическое, южного происхождения, оно подразумевало всё то, что находилось «за лесом» по отношению к киевским и черниговским землям, от которых Залесье отделяли труднопроходимые брянские леса («дебрянские» — от слова «дебри») и земли, населенные вятичами. Существовали два основных пути, связывавших столицу Киевской Руси с Залесьем: окольный водный днепровско-волжский путь с волоком на Валдае и «дорога прямоезжая» через вятичские леса.»

© Википедия. Залесье.

Важным является то, что Переславле-Залесском родился один из главных защитников Русской земли, Рюрикович по прямой ветви, Александр Ярославич Невский (1220 — 1263).

Что интересно, город Ростов стоит на западном берегу Ростовского озера, а Переславль-Залесский на другом, восточном берегу, только Плещеева озера. И оба этих озера относились к одному народу — меря.

«Залесский» может также означать и находящийся за «Оковским лесом», то есть за Русью. И то, что этот Переславль является «защитником» Ростова Великого, нет никаких сомнений. В былине о первых подвигах Ильи Муромца говорится об окольной и прямоезжей дороге, от Чернигова (Рязани) до Киева (Ростова). Там также, как и в статье Википедии про Залесье, говорится о прямоезжей дороге через лес и об окольном — речном пути.

Рубежи Русской земли

Что интересно, Старая Рязань была прикрыта с двух сторон: со стороны Волги — городом Муромом, откуда был «старый казак» Илья Муромец; а со стороны леса — Переяславлем на Трубеже (нынешняя Рязань). Ростов Великий также прикрыт с двух сторон: со стороны Волги — городом Ярославлем (на гербе которого изображён стоящий на посту медведь с секирой); а со стороны леса — традиционным, русским Переславлем на Трубеже (Переславль-Залесский).

Животным (звериным) символом Руси и России считается «медведь», он изображён на гербах многих городов, включая Ярославль и Великий Новгород. А вот на гербе Ростова Великого изображён олень, как впрочем и на гербе Нижнего Новгорода. Возникает вопрос, кого защищают в Ростове русские форпосты: Ярославль и Переславль?

Есть предположение, что Ростов являлся культовым центром народа — прародителя Руси, потому его так бережно охраняли русские форпосты. Кстати, когда Рюрик, после смерти братьев, взял власть в свои руки; он, первым делом, посадил в Ростове своего князя; заметим, это сделал не Олег, как это было с Любичем, Полоцком и Переяславлем, а именно Рюрик. И только после смерти Рюрика, ростовский князь стал подчиняться Олегу.

Как появились кривичи

«Повесть временных лет» говорит о том, что Русская земля прозвалась Русью от варягов, когда они пришли с Рюриком. А это значит, что ранее она называлась по-другому. Как? Тут несколько вариантов. Наиболее вероятный — Земля кривичей, которых было три разновидности: Смоленские, Полоцкие и Изборские (Псковские). Примечательно то, что в летописи только о кривичах говорится — «всех кривичей»: «Варяги из заморья взимали дань с чуди и со славян, и с мери, и с всех кривичей». Это говорит о том, что сами кривичи были разными и существенно отличались друг от друга. Примерно так же, как в Российской империи: великороссы, малороссы и белоруссы считались одним — русским народом, а во времена Советской власти, те же великороссы стали русскими, малороссы — украинцами, а белоруссы — белорусами; и все они стали отличаться друг от друга, чем дальше, тем сильнее. Скорее всего, такая же метаморфоза произошла и с кривичами.

«А другое [княжение] на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город Смоленск. Именно там сидят кривичи, от них же происходят и северяне.»

© Повесть временных лет.

Полота, река вытекающая из Псковской области и впадающая в Западную Двину в районе города Полоцка. Смоленские кривичи произошли от полочан, скорее всего, задолго до появления города Полоцка. Ведь к моменту призвания Рюрика в летописи говорится следующее:

«Коренное население в Новгороде — славяне, в Полотске — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик».

Место размещения основных, смоленских, кривичей указано в районах, прилегающих к Валдайской возвышенности. Как подметил летописец: не в месте истока (на Валдае), а лишь в верховьях Волги, Двины и Днепра. Скорее всего, там произошло смешение славянского племени полочан с «исконной русью», отчего и появились «кривичи». У этих кривичей главным городом был Смоленск. А недалеко от Смоленска, в 120 км к югу, на реке Сож, стоит город Кричев (Могилёвская область Белоруссии; кстати Могилёв стоит на Днепре, как и Смоленск, только ниже по течению). Есть мнение, что «кривичи» произошли от собственного имени Кричев. А слово «Кричев» произошло от старорусского слова «кръч», означающего «кузнец». В старославянском языке такого слова [кръч] нет. Вполне возможно, что русские прозвали полочан кривичами, за их умение обращаться с железом.

Если обратиться к латышскому языку, то слово «русский» будет звучать как «krievu». То есть, у латышей русские также называются «кривичами». Почему именно у латышей? Да потому что латышский город Рига (столица Латвии) стоит в устье Западной Двины, впадающей в Балтийское (по-латышски Белое) море; и через Ригу проще всего добраться до Полоцка, морем и рекой. А Полоцк — это Белоруссия, то есть Белая Русь.

Но, полоцкие кривичи были названы не столько нарицательным словом «русские», принятым у латышей; а, возможно, также имели собственное имя «kretē», что в переводе с латышского означает «кречет» или сокол, атакующий добычу сверху, пикированием. Такой «сокол-кречет» был изображён на печати Святослава Игоревича, киевского князя. По всей видимости, полоцкие князья хотели подтвердить свою близость с Рюриком-соколом, потому стали звать себя «крече», на прибалтийский манер, когда заходили в Двину из Балтики.

Гордый нрав полоцкой княжны Рогнеды, отказавшейся выходить замуж за князя Владимира, говорит о высоком положении её рода, полоцких князей кривичей. Отец Рогнеды, Рогволод, прибыл в Полоцк из-за моря, скорее всего по Балтийско-Двинскому маршруту.

Дело в том, что существует ещё один Полоцк, вернее Плоцк, стоящий на реке Висле, в 100 км ниже по течению от Варшавы. Плоцк известен с 10-го века, так что Рогволод мог быть из тех, кто основал этот город на Висле. Не исключено, что Плоцк основали кривичи-кречеты с Полоцка, что на Двине.

При этом, не стоит забывать о том, что Плоцк был первой столицей Польши. Может быть поэтому, полоцкая княжна Рогнеда назвала князя Владимира «сыном рабыни», посчитав связь князя Святослава Игоревича с русской женщиной Малушей из северянского Любеча, морганатическим браком.

Полоцк, Белоруссия.
Полоцк, Белоруссия.
Плоцк, Польша.
Плоцк, Польша.

Третьи кривичи были в Изборске. Скорее всего, они пришли туда вместе с Трувором, младшим братом Рюрика. Название у них «прибалтийское», то есть просто «русские». Изборск находится в 30 км к западу от русского города Пскова. Псков, стоящий на реке Великой, сам является городом-защитником Новгорода; в нём расквартирована 76 гвардейская десантно-штурмовая дивизия. Как известно, город Рязань является главным центров российских десантников, а 76-я псковская дивизия — старейшее и прославленное соединение ВДВ. Вот такая прослеживается взаимосвязь между русскими городами-защитниками.

Что интересно, под Псковом, в 10 км юго-восточнее, находится деревня Будник, на реке Черёхе; в этой деревне родился князь Владимир Святославич, Креститель Руси. В 4 км от Будника, рядом с местом впадения реки Черёхи в Великую, в посёлке Черёха расквартирован 104 гвардейский десантно-штурмовой полк. Так что, по русской традиции, важные населённые пункты, какого бы размера они ни были, все они прикрыты войсками. Такую же роль выполняли Переяславли на Русской земле, защищали важные русские города от любого супостата.

Таким образом, кривичи были славянами, наиболее близкими к русскому народу. Кстати, в русской летописи при перечислении тех, кто говорит на славянском языке, кривичи не указаны.

«Вот кто только говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане.» 

Нет в этом перечне и ляхов: радимичей и вятичей. Скорее всего, и ляхи, и кривичи разговаривали на старорусском языке, который в чём-то походил на старославянский; но, всё равно, старорусский был отдельным языком. Это подтверждают не только Константин Багрянородный, но и современные лингвисты.

О русских кузнецах

Старорусский - это был язык «кузнецов», на котором говорили не только кривичи, но и тот народ, «исконная русь», который проживал в «Оковском лесу»; там где берут своё начало истоки рек Волги, Двины и Днепра. Это место — центр Валдайской возвышенности, где находится озеро Валдай; на котором стоит город Валдай, расположенный в 130 км от Великого Новгорода и в 360 км от Переславля-Залесского. На сайте Новости Великого Новгорода, по поводу названия города и озера Валдай сказано следующее:

«Валдай можно с полным правом отнести к самым известным малым городам России. Происхождение его названия точно не установлено, на этот счет существуют различные версии. Согласно первой, оно восходит к немецкому Wald (лес), что вполне вероятно, учитывая обилие здешних лесов. По другой версии, название происходит от фино-угорского слова valda, – светлый, чистый – с намеком на чистоту здешних вод. А согласно поэтической легенде, Валдой звали красавца-кузнеца, имя которого нашептывали волны, когда он приходил умываться к озеру.»

И здесь, в центре «исходной Руси», мы находим упоминание о «кузнеце», которого звали Валда. Неоднократное упоминание кузнеца наводит на мысль о Свароге, боге-кузнеце, которого изображали в виде медведя. На старорусском языке медведя называли «росом». Из-за этого Россию называют «медвежьей страной», по имени покровителя небесного огня, бога-кузнеца Сварога. Потому у первых Рюриковичей, до крещения Руси, был в почёте Перун, считавшийся сыном Сварога. Вполне возможно, что представители царского рода Роса-Сварога — Рюриковичи именовались варягами-росами, а прибывший с ними русский народ «русь» дал общее название всем русским, имевшим «кузнечные» названия своих племён.

Да и само слово «варяг» очень близко к имени «Сварог». Кстати, на Руси таких, близких по произношению, слов достаточно много. Взять к примеру: Сварог — Варяг, Волга — Ольга, Игорь — Гор. Вполне возможно, что летописные «варяги-росы», были не кто иные, как Свароги-Росы, «русские медведи», цари великой Росии.

Сварог - небесный кузнец

Сам Сварог отсылает нас ко времени Всемирного Потопа; с которого, собственно, и пошла Русская земля; ибо с этого начинается «Повесть временных лет». Но, загадка города Ростова Великого и его «защитника» Переяславля всё ещё остаётся. Подсказку может дать то, что в Ростове, уже после крещения Руси, долгое время сохранялось поклонение Велесу. Велес — от слова «великий». А «великих» названий в нашей стране не так много. Одна река — Великая, с городом Псковом на берегу, да ещё четыре города: Великий Новгород, Великий Устюг, Великие Луки и Ростов Великий. Причём все эти города локализованы в одном месте, на Северо-Западе Руси.

Велес, это ещё более ранние поверья русского народа, чем Сварог. Вполне возможно, что Велес был основателем земли, называвшейся «Слава». Слава имела пограничные реки — «лавы», ограничивавшие Славу там, где не было моря, то есть по земле. Названия этих рек дошли до нас в греческом прочтении, когда греческая буква «Б» заменялась на нашу «В» и наоборот; например, греческий царь назывался «Базилевс», а у нас его звали «Василевс» или Василий. Так могло произойти и с реками, когда «Лава» стала называться «Лаба». И таких рек известно две: Эльба (Лаба) в Германии и Лаба, приток Кубани, в Краснодарском крае.

Возвращаясь к трем «нашим» Переяславлям можно также предположить, что они, помимо оборонительной функции, выполняли ещё и защиту народных верований русского народа. В «Повести временных лет» говорится о различных нравах, присутствующих у славян, от людоедства до многожёнства и многомужества; и только поляне сохранили обычаи отцов (законы Сварога), очень близкие к христианским.

Переяславль-Русский был основан через четыре года после крещения Руси, и первые владыки находились в нём, а не в Киеве. Этот город защищал Христианскую Веру и «законы отцов» полян от поругания «погаными» печенегами. Переяславль-Рязанский защищал город Рязань и «законы Сварога» от ляхов и угров. Переславль-Залесский оберегал самые старые русские поверья, «заветы прадедов», или память Велеса.

Связь Славы с Русской землёй

Исходя из этого можно предположить что, если название «Русская земля» появилось при Потопе и Свароге, а затем вернулось на Русь вместе с потомками Сварога — Рюриковичами; то в допотопные времена Русь могла называться «Славой», потому как территориально эти образования находились в одном месте. Отсюда можно сделать вывод, что русский народ во времена Велеса мог называться «славами». Потому и назвали русские города Переяславлями не только как «перенявшие славу», но и как «первые славы»; тем самым сохраняя для потомков информацию о том, что первые русские назывались «славами», а их земля Славой. Потому и действия по освобождению Русской земли названы «перенятие Славы», то есть «возвращение Славы».

Продолжение в статье: Дунайский рубеж Руси

Авторы - Валерий и Ольга Салфетниковы

Валерий Салфетников