Приветствую всех в еженедельной пятничной рубрике, в которой я говорю о своих любимых фильмах и о том, почему они достойны просмотра, первого или повторного.
Перемахнём, друзья, из 2001-го (но в него мы ещё вернёмся), когда в прокате появились “Другие”, в 2004-ый. В кинотеатрах гремели сиквелы и продолжения набирающих популярность франшиз, но оригинальные картины ещё правили бал.
В этот год “Страсти Христовы” стали вторым самым кассовым фильмом с рейтингом R, а сборы “Шрека 2” почти достигли миллиарда. Машина кинокомиксов стремительно набирала обороты – в прокат вышел “Человек-паук 2”, а Pixar выпустила культовую “Суперсемейку”. В отечественном прокате лидировал “Ночной дозор”, а “Возвращение короля” стало триумфатором “Оскара”.
В 2004-м вышло немало по сей день любимых мною оригинальных картин. Но раз уж речь зашла о неожиданных концовках, то я не мог не сказать о “Тайном окне” Дэвида Кеппа, который не только адаптировал для киноэкранов повесть Стивена Кинга “Секретное окно, секретный сад” (1990), но и лично поставил ленту в качестве режиссёра.
Сюжетная завязка у фильма простая. Писатель Морт Рейни (Джонни Депп) живёт с псом Чико в домике у озера. Однажды утром к нему заявляется некий Джон Шутер (Джон Туртурро) и заявляет, что Морт украл его историю. Но Морт этого, конечно же, не делал, только вот избавиться от Шутера просто так не удастся.
Кстати, не удивляйтесь, если в дубляже вместо Джона Шутера услышите Кокни Шутер. Это просто наши локализаторы решили поиграть в игру слов.
Не стану скрывать, что львиная доля моей любви к этой картине обусловлена исполнителем главной роли.
Джонни Депп в 2004-м ещё жил с Ванессой Паради и наверняка не представлял, что может случиться через полтора десятка лет. В прокат стабильно выходило по нескольку картин с его участием. А годом ранее он предстал в культовом образе Джека Воробья. Ой, то есть капитана Джека Воробья, который не нуждается в представлениях.
И восхищения этим актёром я не скрывал в своём огороде. Помню, как признавался друзьям, что люблю эту картину больше других с Деппом, потому что в “Тайном окне” Депп появляется в двойном количестве. Так и было до выхода в прокат “Пиратов Карибского моря: На краю света” – там Деппов оказалось куда больше, чем два.
Но отложу ностальгию и попробую рассказать непредвзято о том, чем ещё мне так приглянулось “Тайное окно” кроме неожиданной развязки, которая в последующие годы прочно укоренится в жанре. К слову сказать, Кинга я тоже любил уже тогда, в 2004-м, как и Дэппа, но повесть, лёгшую в основу фильма ещё не прочитал, так что концовка и правда оказалась для меня неожиданной.
С высоты сегодняшнего опыта (надеюсь, это прозвучало не слишком высокопарно для простого кинолюбителя) могу сказать, что “Тайное окно” – именно то кино, которое можно было ожидать, увидев в титрах сочетание Дэпп/Кинг/Кепп-режиссёр.
Первый пополнил копилку странных персонажей, из которых состоит вся его фильмография. Второй подарил кинематографу очередной образ писателя, которые часто становились героями произведений. А третий поставил привычный для себя крепкий триллер, который не провалился, но и сенсацией не стал. За последнее обидно – я люблю триллеры Кеппа.
И да, всё вышесказанное я отношу к “плюсам”. Потому что получить неожиданный финал (даже для тех, кто был знаком с первоисточником, он стал неожиданным) от ожидаемого фильма – это всё-таки хорошо.
Но у “Тайного окна” есть и другие достоинства.
Например, гипнотически тревожная партитура Джеффа Занелли.
Или незаметная большую часть фильма операторская работа Фреда Мёрфи. Самым интересным в ней была сцена в открывающих титрах, имитирующая съёмку одним кадром. Камера пролетала над живописным озером, показывала дом Морта, залетала в окно и демонстрировала обстановку. А затем “влетала” в зеркало и перед зрителем появлялся сам мистер Рейни, спящий на диване в драном халате.
При первом просмотре может показаться, что камера вылетела в реальный мир из отражения. Но когда ближе к финалу она проделает такой же трюк, станет понятно, что всё было наоборот. Вообще сцены с зеркалами в картине очень эффектные и имеют большое значение для сюжета. Редкие критики даже хвалили картину, называя “стильной”. И с этим сложно не согласиться.
И не забудем игру мистера Туртурро, которого я привык видеть в иных образах. Увидеть его в этой роли было неожиданно, и будучи первоклассным актёром, он представил потрясающе зловещего антагониста.
Но, как я уже говорил, “Тайное окно” не стало хитом, даже на волне успеха “Пиратов Карибского моря”, хотя его и передвинули для этого в прокате. При 40-миллионном бюджете фильм собрал в мировом прокате всего 92,9 млн. $, сумев, вероятно, выйти на порог самоокупаемости.
Критики картину утопили в разгромных рецензиях, из которых только 46 % были положительными (на Томатах и Метакритик одинаковый процент). Западные зрители тоже приняли прохладно: 6.5 на IMDb и те же 65 % на Томатах. Только в России оценка более-менее хорошая – 7.2 на Кинопоиске.
А я же продолжаю любить “Тайное окно”, невзирая на оценки и критику. Потому что они не всегда определяют Хорошее Кино – оно ведь у каждого своё. Через пару недель расскажу, например, о картине, которую критики на Томатах оценили всего на 4 %, а вот мне она запала в душу.
Так что, друзья, смотрите только Хорошее Кино, кто бы что о нём не говорил.