Приветствую всех в еженедельной пятничной рубрике, в которой я говорю о своих любимых фильмах и о том, почему они достойны просмотра, первого или повторного.
Продолжаем вспоминать хорошие фильмы с неожиданными концовками.
К резкому сюжетному повороту, как я уже говорил, чаще прибегают триллеры. И пусть Ваш покорный слуга решил погрузиться в этот жанр периода начала двухтысячных годов, приём с шокирующей концовкой в кинематографе уже достаточно давно. Вспомните хотя бы финал самого известного триллера в мире: “Психо” Альфреда Хичкока вышел на экраны в 1960 году.
На прошлой неделе мы смотрели криминальный подвид триллера, а сегодня поговорим о мистическом. И при некотором выборе (об остальных расскажу в другой раз) в этой “категории” я решил остановиться на испанской картине “Другие” от будущего обладателя “Оскара” Алехандро Аменабара, которая дебютировала в прокате 02 августа 2001 года (оскароносное “Море внутри” появится через три года).
Наверняка многие, кто досмотрел эту картину, её запомнили. Возможно из-за атмосферы. Возможно из-за Николь Кидман. Но скорее всего благодаря финалу, из-за которого “Других” постоянно сравнивали с самым известным фильмом М. Найт Шьямалана. И да, сходство есть, но оно максимально условное.
Всё-таки история Грейс (Кидман), живущей в 1945 году с двумя детьми в большом пустом и уединённом особняке на Нормандском острове, оригинальная. Пусть и использует теперь уже широко известный сюжет о призраках. Собственно этой известности немало способствовали “Другие”.
Но для своего времени, когда зритель ещё не был избалован множеством мистических фильмов нулевых годов, картина Аменабара, пожалуй, стала знаковой, а позже и культовой.
Она собрала отличную кассу, как в Америке, так и в Испании: почти 210 млн. $ при скромном 17-миллионном бюджете. В своё время “Другие” стали самым кассовым фильмом в истории Испанского кинопроката, а сегодня, кажется, на третьем месте. На Кинопоиске есть информация, что только в Штатах аудитория фильма вплотную приблизилась к 18 миллионам зрителей (для сравнения: аудитория “Братства кольца”, также вышедшего в 2001-м, перевалила за 54,5 миллиона).
Из-за большой популярности картина неоднократно становилась объектом пародий. В том числе и в кино. Например, в “Очень страшном кино 3” (2003).
Она заслужила и немалое количество престижных кинематографических наград. Например, из невероятных 15 номинаций на премию “Гойя” (это, напомню, аналог “Оскара” для Испании) 8 обернулись наградами, включая три основных. “Дргие” стали первой картиной, удостоившейся статуэтки за “лучший фильм”, в которой не произнесено ни единого слова на испанском.
Ну и критики со зрителями приняли “Других” благосклонно. Рейтинги на различных порталах варьируются от 7 до 8.5 баллов.
Чем же так подкупает эта картина?
Многие рецензенты отмечали атмосферу. Ту чрезвычайно важную составляющую любого остросюжетного жанра, триллера или хоррора, которая обеспечивает картинам если не две трети успеха, то уж точно не меньше половины. Как Вы поняли, у “Других” атмосферности хватит на три четверти.
Огромный пустой особняк почти всегда окружённый непроницаемым туманом. Жуткое искривлённое дерево у подъездной дорожки. Тёмные комнаты, в которых персонажи находятся в основном при свечах и говорят о призраках, поселившихся в доме. И всё это под тревожную партитуру самого Аменабара.
Некоторые сцены по накалу саспенса и вовсе вплотную приближают “Других” к хоррору. Поэтому его часто вписывают в “карточку” фильма в графу с жанровой принадлежностью. Гораздо чаще, чем драму.
Хотя если смотреть на картину в целом, то это больше драма, которая удачно мимикрирует под мистический триллер с элементами хоррора. Без спойлеров тут, пожалуй, не объяснить. Впрочем, если Вы уже видели “Других”, то без труда меня поймёте.
Но кроме атмосферы картина, как на двух ногах, стоит ещё на сценарии. И я сейчас не о внезапных сюжетных твистах в финале (кстати, да, их будет парочка). Но о магическом сочетании жанров в простой по сути истории и о драматической составляющей, лежащей в её основании.
“Другие”, словно айсберг, будут демонстрировать зрителю лишь свою верхушку. Но лишь до самого последнего момента, пока Вы не столкнётесь с тем, что под поверхностью воды. Или, если уж пользоваться аналогиями, тем, что сокрыто в тумане. И после “катастрофы” забыть картину будет чрезвычайно сложно.
Можно забыть лица маленьких актёров, игравших детей Грейс, тем более, что актёрские карьеры у Алакины Манн и Джеймса Бентли после такого удачного старта не сложились. Можно забыть, что на втором плане снимались куда более опытные Кристофер Экклстон и Финола Флэнаган, и не заметить в эпизоде ныне известную Мишель Фэйрли (Кейтилин Старк из “Игры престолов”). А вот историю Грэйс Вы едва ли забудете.
И если история врезается в память, то она точно хорошая. Говорю как писатель и редактор. Поэтому “Других” я всегда относил к Хорошему Кино.
А что Вы думаете об этой картине?