Найти тему
Мост Времени

"Сила русского воина не только в доблести, но и в умении прощать врага своего", - главный подвиг Девятаева

Оглавление

Михаил Петрович Девятаев — легендарная личность, о нем сняты фильмы, написаны книги. Герой Советского Союза, летчик-истребитель, известный, в первую очередь, тем, что смог сбежать из плена, угнав самолет врага.

На закате жизни он тоже смог поразить многих своим поступком: он нашел немца, который в своей время должен был сбить его самолет. Тот тоже был глубоко пожилым человеком. Зачем нашел? Чтобы простить. И обнять его потому, что все должны уметь прощать. Удивительный человек!

Молодые годы

Девятаев родился в обычной крестьянской семье в селе Торбеево 8 июля 1917 года, в разгар революции. В школе учился до 7 класса. В 1934 году вынужден был бежать в Казань от уголовного преследования за «сбор колосков в поле». Окончив речной техникум, стал помощником капитана баркаса.

  • В 1938 году призван в армию, а через 2 года окончил летное училище им. К.Е. Ворошилова.
-2

Война

С первого дня Великой Отечественной стал защищать Родину, побывал на разных фронтах. Девятаеву удалось быстро отличиться, продемонстрировать умения, смелость и отвагу в боях. Он получил орден Красного Знамени. За период с июня по сентябрь 1941 года за 180 боевых вылетов сбил 9 самолетов.

Почему до сентября? В сентябре он получил ранение после атаки немецкими истребителями, и был переведен в тихоходную авиацию. Истребителем смог снова стать только в 1944 году.

В июле 1944 года сбивает FW-190, но и его самолет пострадал — он загорелся, а летчику пришлось покидать машину с парашютом. Во время падения ударился о стабилизатор и приземлился без сознания на вражеской территории. Девятаев попадает в плен.

Пленный

Летчик попадает на допрос, а затем в лагерь военнопленных. Он там не был одинок — с ним была группа из пленных, тоже летчиков. Оставаться в плену он не планировал, поэтому уже в августе предпринял первую попытку побега. Беглецы сделали подкоп, но были пойманы. За такую провинность они подлежали казни, для чего были переброшены в Заксенхаузен.

И тут ему помог местный парикмахер — со слов Девятаева, тоже пленный. Летчику поменяли нашивку на робе. Так он стал не «смертником», а «штрафником», неким Степаном Никитенко.

-3

Побег

Группа военнопленных присмотрела бомбардировщик Heinkel He 111 H-22. На нем они сбежали с острова Узедом, где располагался концлагерь. Вдогонку за ними отправили истребитель Гюнтера Хобома, но тот найти беглецов не смог:

«Я собрал свой экипаж и сел в свой самолёт. Я был полон решимости найти его и сбить, но прошло 20 минут – я его не обнаружил».

Найдены они были случайно — полковником и асом авиации Вальтером Далем. Он бы и сбил Девятаева, но у него закончились боеприпасы. Не судьба.

-4

Конечно, немецкий бомбардировщик на линии фронта обстреляли свои. Пришлось садиться в поле:

«Благодаря мастерству Девятаева подбитый самолёт смог приземлиться. Оказавшиеся на родной земле беглецы не сдерживали слёз и с криками «Мы свои, братцы, не стреляйте!» бросились к красноармейцам».

Когда беглецы попали в расположение артиллерийской части, куда они и упали, передали ценные сведения о немецком ракетном оружии, секретном центре на Узедоме. После проверки информации и лечения, большая часть участников побега снова отправились на фронт. В мае 1945 года из 10 бывших пленных, в живых остались четверо.

После войны

В 1945 году героя уволили в запас. Некоторое время испытывал трудности, будучи бывшим пленным. Позднее вспомнил свои навыки молодости, став помощником капитана, а позднее — и капитаном, баркаса. Есть данные, что 9 лет он провел в лагерях за «измену Родине».

-5

Только в конце 50-х годов заговорили о его подвиге. Жизнь стала иной — он писал книги, принимал участие в общественной жизни, занимался испытаниями судов. До последних дней жил в Казани, где и похоронен в 2002 году.

Об отношении к немцам Девятаева говорила его дочь Нелли:

«На одной конференции в Германии папу спросили, как он относится к немцам после концлагеря. И я помню, как папа ответил: «У меня нет ненависти, я ведь ваших тоже много пострелял. Это была война: я был солдат - и вы были солдатами…».
-6

Немецкая сторона тоже выразила восхищение:

«Да, мы проиграли. Но посмотрите, каким воинам!».

После встречи с бывшим противником многие осудили Девятаева, что прокомментировал его сын:

«Я считаю, что в умении понять и простить состоит величие солдата. И меня больше всего удивляет реакция людей: «Ну как это он с немцем обнимается?» Ну тогда давайте посчитаем все народы, с которыми мы воевали.
С французов начнём – за Наполеона пусть ответят».