Найти тему
Узнай новое!

Андрей Боголюбский: за что он уничтожил Киев и превратил его в окраину («украину») Руси

В Древней Руси Киев имел статус главного города, который не изменился даже в период феодальной раздробленности. По-прежнему главный князь должен был сидеть в Киеве, по-прежнему из Киева раздавались уделы на всем пространстве русских земель от Галичины до дальних окраин Суздаля и Ростова, по-прежнему Киев оставался самым крупным и самым экономически развитым городом Русского государства. Последним киевским князем, при котором Киев имел столичный статус, был Юрий Долгорукий. Его сын Андрей Боголюбский кардинальным образом поменял государственное устройство Руси, сделав столицей Владимир, а Киев превратив в окраину. И для того чтобы это произошло, Андрею потребовалась широкомасштабная военная кампания против своих киевских вассалов.

Киев как предел мечтаний

Юрий Долгорукий был младшим сыном Владимира Мономаха. Ему как младшему сыну достался самый дальний удел -  Ростов и Суздаль. Города эти затерялись в непроходимых чащобах, где жили племена вятичей. Добираться туда из Киева, где жили поляне, нужно было чуть ли не месяц (княжеский гонец, конечно, мог проделать этот путь дней за десять, но обычная подвода двигалась бы минимум недели три, а пешее войско и того дольше) . Фактически, это была «почетная ссылка в никуда». Неудивительно, что Юрий не любил своих окраинных земель: вся жизнь, цивилизация, Европа были там, в Киеве. А здесь, в вятичских лесах, его окружали только медведи и дикий лесной народ. Поэтому всю свою сознательную жизнь Юрий вел войны за Киев со своими племянниками, детьми его старшего брата киевского князя Мстислава Великого. В союзники он выбрал себе еще одного «обделенного» властью – Новгород-Северского князя Святослава, вассала Черниговского князя, мечтавшего сесть в Чернигове. Когда им понадобилось встретиться, чтобы скоординировать планы военной кампании, Юрий предложил укромную заимку в глуши своих владений, где им уж точно никто не помешает: «приходи ко мне, брате, в Москов.» Было это, как вы знаете, в 1147 году.

В результате многочисленных перипетий Юрий Долгорукий добился своего и стал-таки великим Киевским князем. Переехав из Суздаля в Киев, он взял с собой наследника, сына Андрея. Подобно Принцу Уэльскому в Англии, наследник Киевского престола назначался князем в близлежащий Вышгород. Юрий посадил Андрея в Вышгороде, а сам сел в Киеве. Его мечта сбылась. Теперь он хозяин Русской земли. После него Киевским князем станет его сын, и пойдет род Юрьевичей, и будет править в Русской земле во веки вечные! К сожалению, всё это было только его «хотелками». Судьба распорядилась иначе. А всё потому, что его сын Андрей люто возненавидел Киев.

За что Андрей не любил Киев

В далеких вятичских лесах князь был царь и Бог. Он властвовал безраздельно и так же безраздельно распоряжался жизнями своих подданных. Его слово было законом и истиной в последней инстанции. А в Киеве… В Киеве, как, впрочем, и в Новгороде и в других западных русских землях была «демо-кратия» - «власть народа». Точнее, «дееспособного народа» в лице бояр и купечества. Выражением этой демократии было вече – древнерусский парламент. Садясь на престол, князь «брал ряд с народом», т.е. заключал договор с вече об объеме и характере своих полномочий. И этот ряд существенно ограничивал княжескую власть. Хочет, например, Юрий посадить неугодного боярина на кол – а вече тут как тут: «Ты почто боярина обижаешь? Опчество желает знать, на каком таком основании. Ты доложи, а мы подумаем, прав ты или не прав.»

Юрий так страстно хотел княжить в Киеве, что готов был терпеть этот парламентский контроль. А Андрей с этим мириться не желал. Он привык, что в Суздальской земле по одному морганию его глаза все выстраивались во фрунт и бежали казнить неугодного наперегонки! Нет уж, ребята, решил Андрей, вы как хотите, а нам ваша демократия не подходит. Он собрал дружину и, не предупредив отца, покинул Вышгород и вернулся в Суздаль, где выбрал себе в качестве места жительства пригород Суздаля Владимир. Он вздохнул свободно. Он снова был самовластцем и мог жить как хотел. Но эпопея с Киевом для него не закончилась. Ненавистный город вскоре напомнил ему о себе и потребовал его вмешательства для наведения окончательного порядка.

Великий князь всея Руси

После смерти Юрия Андрей стал главным князем Русской земли. И как главный князь он должен был переехать в Киев. Но Андрей в Киев не поехал. Он заявил, что будет управлять Русским государством из Владимира. Южные князья начали роптать. В частности, особенно ретиво это делал новый киевский князь Мстислав Изяславич, сын давнего соперника отца Андрея в борьбе за киевский стол Изяслава Мстиславича. Он, старший потомок Мстислава Великого, не собирался ходить под властью, диктуемой из какого-то там Суздаля! Киев повел сепаратистскую политику и перестал подчиняться главному князю. Этого Андрей стерпеть не мог.

Конец «матери городов русских»

К счастью, не все князья Русской земли отпали от Андрея. Большинство из них признали его старшинство и согласны были ему подчиниться. Андрей приказал им «ходить подле его стремени», т.е. выставить полки в поход против Киева. Вскоре составилось большое войско из суздальских, черниговских, смоленских, новгород-северских, полоцких, белгородских князей, которое весной 1169 года пришло под стены Киева и осадило город. Союзник Мстислава Изяславича галицкий князь Ярослав Осмомысл решил не ввязываться в драку и на помощь Киеву не выступил. В результате, 12 марта 1169 года Киев был взят «на щит» (приступом). Это событие по масштабу было сродни библейскому Потопу. Взяв Киев «на щит», Андрей поступил с ним как с иностранным городом. Столица Руси была неприкасаемой. Князья могли драться за неё между собой в чистом поле, а входить в город уже как победители под колокольный звон и приветствия народа и духовенства. Устроив штурм города, Андрей тем самым показал, что считал владевших городом князей чужаками, сам город чужим, предавшим его, а потому потерявшим свою неприкосновенность и свой сакральный статус. Теперь этот статус перешел во Владимир.

-2

Русь содрогнулась от такой решимости суздальского князя. Командовавший соединенными войсками сын Андрея Мстислав отдал город на два дня на разграбление. Это был конец. Киев перестал существовать. Просто потому, что степень его унижения была глубока как бездонная пропасть. Вековые устои были разрушены. На Руси начинался новый порядок.

После этой кампании Киев пришел в запустение. Экономика его была разрушена. Население стремительно таяло. И Киев больше не считался столицей Руси. Столицей стал город, в котором княжил главный князь Андрей Боголюбский. Это был город Владимир.

Киев
2891 интересуется