Я дьявольски долго провозился с моими латами… в них очень трудно влезать и очень трудно запомнить все мелочи... Наконец, вы запакованы, как свеча, лежащая в форме. В таком наряде не потанцуешь. Человек, этак упакованный, похож на орех, который не стоит раскусывать, – так ничтожно его ядро по сравнению с его скорлупой.
— Марк Твен, «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (1889)
Рыцарей позднего Средневековья часто представляют неспешно шагающей горой металла, неуклюжими движениями похожей на робота. В фильме «Король» (The King, 2019) французский дофин Людовик (Роберт Паттинсон) во время битвы при Азенкуре 1415 года одет в неудобный, тяжелый доспех (еще и не соответствующий эпохе — но это уже другая история). Дофин постоянно поскальзывается и падает в грязь, становясь добычей для легко вооруженных английских лучников.
На самом деле, латы не были стальной коробкой, негнущимся футляром, в который засовывали человека. И весили они не так уж много для подготовленного человека. Правильно подогнанные по телу заказчика металлические пластины придавали доспеху подвижность и гибкость. В 1509 испанский мастер фехтовальщик и ученый Пьетро Монте, живший в северной Италии, писал, что у всякого доспеха должно быть три определяющих качества:
- легкость
- надежная защита
- свобода движения
Так что рыцарь конца XV-XVI веков в латном доспехе мог спокойно бегать, прыгать, карабкаться (в том числе взбираться в седло) и даже кувыркаться, возникни у него такое желание.
Откуда взялось представление о рыцарях как о неуклюжих оживших статуях, гротескных средневековых роботах? Тут не обошлось без XIX века и викторианской эпохи. Тогда, с одной стороны, любили Средневековье, а с другой — создавали довольно фантастический его вариант, придумывая множество легенд. В этот период было модным украшать рыцарскими доспехами интерьеры «готических» особняков. Только вот собирали эти латы из разрозненных частей, чаще всего не подходивших друг другу. И выглядели они нелепыми, угловатыми, с неестественно вывернутыми руками и ногами – совсем не так, как латы смотрелись бы на живом человеке.
А еще настоящие латы подгонялись по фигуре заказчика и, в идеале, сидели на нем как металлическая перчатка. Коллекционеры XIX века на своем опыте убедились, что нельзя просто взять и надеть сделанный для другого человека доспех, даже если подогнать его на скорую руку. 23 мая 1842 года император Николай I — страстный коллекционер оружия и любитель Средневековья — решил появиться в настоящем средневековом доспехе из своего собрания. Это была Царскосельская карусель — театрализованный выезд в костюмах — в честь двадцатипятилетия брака Николая I и императрицы Александры Федоровны. Очевидец, Ф. П. Литке, записал в своем дневнике: «Кавалерам латы даны были из Арсенала… Все это прибрать и пригнать в неделю… Надо было видеть этих несчастных, когда они влезли в железные футляры, не на них сшитые, совершенные мученики... Государь, примеряя шлем свой, чуть не задохся. С его расположением к притечению крови к голове…».
Мифы о доспехах Позднего Средневековья
Рыцарей в доспехах поднимали в седло краном?
Рыцарский доспех был ужасно тяжелым?
Как справляли нужду в доспехах?
Больше текстов про необычные исторические сюжеты, историю и мифологию в кино и сериалах — в моем Telegram-канале Panfilov FM