Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. В соборе св. Клары в Авиньоне 6 апреля 1327 года во время пасхальной мессы случилось знаменательное для мировой культуры событие: 21-летний поэт Франческо Петрарка увидел молодую даму по имени Лаура и влюбился в нее с первого взгляда, как это часто бывает в молодости с пылкими юношами. Обычно подобная влюбленность длится недолго, тем более, что никаких отношений между Петраркой и Лаурой не последовало. Она была замужем, и молодой поэт, уважая ее добродетель, мог вздыхать по ней только издали.
Но, как уже было сказано, он был именно поэтом, и сей факт стал причиной того, что личное событие превратилось в общекультурное.
Подписывайтесь и на другой мой канал Лидия, неисправимый гуманитарий, а также на канал моего мужа Александр имхо.
Петрарка три года прожил в Авиньоне, видел Лауру время от времени в церкви или на улице, и чувство к ней превратил в культ Прекрасной Дамы, не уставая воспевать ее в своих сонетах. Это было вполне в традициях средневековой куртуазности, только вот Петрарка жил уже в Эпоху Возрождения с ее иным пониманием человека и его чувств, был очень талантлив, так что его любовные стихи стали новым словом в итальянской и мировой поэзии.
Не уставая изливать свои чувства к Лауре в стихах, Петрарка принял сан, но в традициях своей эпохи отнюдь не чуждался плотских радостей, имел любовниц и внебрачных детей, но в душе лелеял образ беспорочной Дамы — Лауры. Она же жила своей жизнью, рожала детей (их было 11) и умерла через 21 год после того знаменательного пасхального дня. Ей было лет 40, не больше.
Образ Лауры, не имевший ничего общего с реальностью, владел душой Петрарки до самой его смерти. По сути, это была тщательно им взращенная и лелеемая мания. Речь шла не о реальной женщине, а о мечте, химере. Уже Джованни Боккаччо высказал мнение, что никакой Лауры на самом деле не было, что этот образ — плод поэтического воображения Петрарки, в который он поверил сам. Тем более, что в своих сонетах он постоянно ассоциирует ее с лавром, обыгрывая имя. То есть, это мог быть образ лавра, славы, принявший облик женщины.
Но все же, полагаю, какая-то реальная женщина все-таки дала толчок вдохновению поэта. Это могла быть Лаура де Нов, дочь рыцаря Одибера де Нова, который оставил ей хорошее наследство. В 15 лет девушку выдали замуж за Гуго де Сада, в браке с которым она и родила тех самых 11 детей. Есть версия, что она увлекалась литературой и была знакома с творчеством Петрарки. Но мало ли на свете Лаур, и Лаура де Нов вряд ли ассоциировала идеальный образ сонетов с собой. Она ведь знала, что совсем не такая, какой рисовалась Прекрасная Дама Лаура в воображении поэта.
Читайте еще на моем канале:
Картин Элизабет-Софи Шерон осталось немного, но они говорят о незаурядном таланте этой женщины
За что публика обожала Ференца Листа и сделала его воистину звездой