Найти тему
Сказание о чувашах

История Буинска

Первоначально Буинск именовался Бувинском, а почему так, то Вы узнаете, прочитав эту историю.

Карта А.И. Менде. 1861 год.
Карта А.И. Менде. 1861 год.

По настоящее время ниженаписанную правдивую историю о городе Буинске знает администрация Буинского района, редакции Буинской районной газеты "Знамя" и республиканской газеты «Республика Татарстан», Правительство и Академия наук РТ, а также некоторые другие лица. Опубликовать историю г. Буинска в местной прессе – это самый дешевый способ доставки информации. Я попросил, чтобы Правительство РТ разрешило опубликовать в средствах массовой информации Республики Татарстан не только историю Буинска, но Казани и других населенных пунктов. В ответ услышал только глухое молчание. Понимаю. Ныне под руководством Правительства РТ работает Академия наук РТ, а под руководством Академии наук РТ работают десятки институтов так или иначе занимающиеся историей, включая институт краеведения. Если опубликовать истории населенных пунктов, написанные крестьянским сыном, проживающего в соседней республике, то вся многолетняя работа большого коллектива ученых-чиновников РТ будет сведена к нулю. Главный редактор Буинской районной газеты прямо заявил, что без разрешения Главы района он эту статью опубликовать не может. В противном случае, он просто будет снят с должности. Вот такое понимание правительством РТ истории родного края, а о наличии в РТ свободной прессы говорить не приходится.

Однажды выпускник Казанского университета Н.И. Золотницкий (1829-1880), ставший известным ученым и чувашским тюркологом, попутно решил заняться историей деревень и через лингвистику попытался раскрыть тайны происхождения географических названий некоторых населенных пунктов. Например, о г. Буинске написал так: «Буинск по-татарски называется Буа, по-чувашски Пуа, а татарское Буа и чувашское Пуа, пувэ значит пруд, запруда, плотина, в смысле укреплений».

Далее, для подтверждения своих домыслов, он привел в пример деревни Старый Курбаш (Старая Буа), Новое Байбатырево и Полевая Буа, связанные с топонимом Буа. Из-за наличия около г. Буинска полевых укреплений и используя слова «пруд» и «поле» Н.И. Золотницкий сделал вывод о том, что все эти населенные пункты так или иначе были связаны с наличием около этих селений полевых укреплений, подкрепленные водными объектами. Несомненно, доля правды в этом есть, но только в том смысле, в использовании слов «вода» или «пруд». Все должны понимать, что пруду без плотины никак и каждый бугор превращать в бывшее полевое укрепление - это уже перебор. Татарские ученые-чиновники, за не имением ничего другого, одобрили эту идею, а также из-за присутствия такого выражения как "полевое укрепление" приняли за основу. К сожалению, воинственный термин здесь ни при чем. Тем не менее, со ссылкой на Н.И. Золотницкого стали издаваться книги о г. Буинске, писать статьи и учить детей в школах, студентов в ВУЗах. Такая же версия происхождения г. Буинска написано в Буинской энциклопедии.

Год издания - 2010
Год издания - 2010

Другой исследователь и автор Топографического описания Симбирского наместничества Т.Г. Масленицкий, за неимением ничего другого, оставил такие непонятные записи:

«Селение, где учрежден сей город, заведено при великих князьях Иоанне Алексеевиче и Петре Алексеевиче в 7191 (1683) году ясашным крестьянином Белобородовым. Звание свое получило от татарина Байдурачки Чуракаева, у которого ясашные крестьяне деревни Афонасовой брали в наем землю, где ныне лежит город, а от имени Байдурачки прозвали сие место, а потом и селение Буинским».

-3

Может быть там действительно жил Белобородов, который вместе с другими русскими крестьянами брали в аренду участок земли у Байдурачки Чуракаева, но при чем тут происхождение географического названия Буинска?! В общем, никакой логики.

Автор этой статьи, занимающийся историей чувашского народа, об этом городе имеет особое мнение, а история Буинска написана только со ссылкой на архивные материалы.

За написание этой истории взялся из-за того, что основатель Буинска ранее проживал в чувашской волости, а в 1780 году был сформирован Буинский уезд, где основное население уезда составляли чуваши. Удивительно то, что житель чувашской волости стал причастным к тому, что на этом месте зародился уездной центр Буинск.

Памятный знак при въезде в город
Памятный знак при въезде в город

Далее, о Буинске изначальном.

Первое зёрнышко на месте будущего города было брошено в 1623 году. Именно в этом году, в бытность исполнения должности Свияжского воеводы Бутурлина Ивана Матвеевича, служилому татарину из д. Альменева Свияжского уезда Сабаю Крымову около устья р. Карла был выделен земельный участок. Действительно, в архивных документах Сабай Крымов был упомянут как служилый татарин. Надо полагать, что в том местечке были и другие пустоши. Сабай Крымов, имея на руках документ на право владения землей, стал им размахиваться, приговаривая при этом, что земля в этой местности принадлежит ему. Пользуясь случаем, Сабай Крымов к тем бумагам самостоятельно приплюсовал ещё некоторые площади свободной земли, то есть прихватил. Надо понимать, что в этой местности свободной землею пользовались и другие деревенские жители д. Альменева, Надо полагать, что в тех годах около устья Карлы свободной земли было предостаточно, но в то же время в некоторых густонаселенных местностях ощущалось малоземелье. Так, через некоторые время ясачные татары деревень Бекей Юмрасы во главе с Тохтамышем, а также Малой Карланги и Бекешево, смекнув что к чему, поселились по соседству с землями Сабая Крымова. К новым соседям Сабай Крымов стал проявлять открытое недовольство и враждебность. Тогда, в 1638 году Тохтамыш с товарищами на имя Свияжского воеводы подали челобитную и просили проверить земельные площади Сабая Крымова, а за одно выделить им в этой местности новые земельные участки. В ходе замеров землемеры действительно выявили у Сабая Крымова наличие излишней пахотной земель в размере 150 четвертей и сенных покосов на 500 копен. По завершению работ эти земли были отданы истцам под оброк. Тем не менее, в акватории р. Карла свободной земли оставалось предостаточно. Опережая события хотелось бы сообщить о том, что вокруг основанного в 1648 году г. Синбирска стали формировать Синбирский уезд. В эти места люди стали съезжаться со всей России по разным причинам. Одни принудительно, а другие принудительно в добровольном порядке. Уезд, как субъект Российского царства, должен быть не только самодостаточным, но и иметь в запасе достаточно средств и всяких запасов на все случаи жизни. «Земля – кормилица наша, матушка». Так гласить народная мудрость и чтобы все это так было, необходимо было срочно запустить в оборот земные богатства. В первую очередь, раздать землю народу. На выделенных участках люди могли прокормить не только себя и свою семью, но заплатить государству налоги. Землемерами были произведены замеры земель и выявили наличие свободных земель, в том числе 1560 четвертей в акватории р. Карла. Выявленные свободные земли были включены в состав Синбирского уезда. Из сохранившихся Синбирской провинциальной канцелярии дел узнаем о том, что в числе первых кто в 1649 году получил земельный участок в акватории реки Карла, ближе к устью, были дети боярские братья Лев и Никита Никитичи Немчиновы и другие. В 1730 году двоюродный внук Федора Никитича лейб-гвардии Семеновского полка капрал капитан Степан Нефедьевич Немчинов вступил в земельный спор с соседом Василием Васильевичем Степановым, поверенным его служителем Матвеем Жировским. В те годы Степанов В.В. исполнял должность личного секретаря Петра I. В тех же годах упомянут другой помещик с. Архангельского, Буинск тож лейб-гвардии Преображенского полка каптенармус Козьма Лаврентьевич Аристов со своими крестьянами. Первоначально, нынешний Буинск именовался Бувинск. На первоначальном этапе это было правильным названием и логически вполне объяснимо. Потом в разные времена встречаются разные упоминания. К примеру, в 1690 году упоминается как деревня Афанасьева, Буинск тож, а в 1706 году как село Архангельское, Бувинск тож и т.д. Такие названия появились из-за того, что татарские наделы стали вплотную граничить с русскими. Не спорю, возможно, есть и более раннее упоминание названия Буинск. Был рад об этом прочесть, но ранее 1623 года вряд ли удастся что-либо обнаружить. В тех же 1690-х годах написано о наличии в селе базара. По мере формирования Синбирского уезда свободные земли раздавали не только русским помещикам, но и свободным русским крестьянам, а им без христианской церкви или часовни жить было никак. Поэтому помещики для себя и для своих крестьян в деревне поставили небольшую часовню во имя Архангела Михаила. В тех годах и в продолжительности некоторого времени русские дворы стали именовать деревней Афанасьева. Так назвали по имени авторитетного русского крестьянина. Новое название стало временным наименованием и оно не закрепилось. Сначала 18 века д. Афанасьева не упоминается. Наличие в деревне церкви или часовни давало право на то, чтобы в дальнейшем деревня именовалась селом. Статус села давало право на открытие на его территории торговых точек, харчевни, кабака, магазина. При непосредственном участии попов в селе проводились все главные праздничные мероприятия, не только церковные, но и мирские. Таким образом, когда-то бывшая малозаметная деревня Бувинск-Буинск в своем округе вдруг становилась крупным торговым и культурным центром.

Старинный Буинск.
Старинный Буинск.

В последующие годы обиходе русских писцов и канцелярских служащих возник вопрос. Как назвать село, расположенное в окружении татар, чуваш, мишар и мордвы? Чтобы понять эту часть истории необходимо вернуться к её истокам. Поверьте, чиновники тоже вернулись к её истокам. Вначале было написано о том, что первое зернышко в этой местности бросил служилый татарин из д. Альменева в 1623 году Сабай Крымов, а потом подошла группа поддержки во главе татарином Ахтуганом. Дело в том, что оба татарина жили в деревнях, которые были в составе Аринской волости Свияжского уезда, а местом их исторической Родины была река Бува. Альменева и ныне располагается на одной из вершин р. Бува, а в конце 17 века деревню именовали Альменева при реке Буве. По приходу на новые земли их сразу прозвали бувинцами. Река Бува берет свое начало около д. Буинск Урмарского района и впадает в р. Свияга. Бува - русифицированное название чувашской реки «Пёва» и в переводе на русский язык означает «пруд». Из-за того, того что Сабай Крымов с товарищами были жителями деревни Альменева из чувашской Аринской волости при речке Бува, русские землемеры новую деревню прозвали Бувинском. Эту деревню ещё можно было назвать селом Архангельское. Вероятнее всего национальный уклон и окружение, состоящее из коренных народов, взяло вверх. Не секрет в том, что в д. Альменево проживали служивые татары-мишари, но в силу, на тот момент, сложившейся обстановки, прозванные только татарами. После долгих раздумий мишаре-татары пришли к мнению и предложили русской администрации, происходящее чувашское название "Бувинск" от чувашского слова «Пёва» поменять на татарское «Буа», что тоже в переводе на русский означает «пруд». Русские чиновники согласились с выдвинутым предложением и чувашский Бувинск переименовали в татарский Буинск. Так, за новым селением постепенно закрепилось чисто татарское название Буинск. Присваивая селу Архангельское сначала иноверческое чувашское Бувинск, а затем, соглашаясь татарским Буинском, русская администрация хотела показать иноверцам, что русские в этом ничего плохого не видят. Тем самым христиане намекнули мусульманам на взаимном понимании и уважении разных вероисповеданий. И главное, чтобы иноверцы не чурались христианских святынь. Из-за вхождения указанных деревень и помещиков в разные уезды и в разные волости их упоминания в составе Синбирского уезда была редкостью. К примеру, сам Сабай Крымов и его потомки, включая деревню Альменева, вплоть до начала 1780-х годов продолжали находится в составе Аринской волости Свияжского уезда. В 1770-х годах упоминается деревянное здание Буинской церкви в честь Михаила Архангела.

В 1723 году в селе Бувинском проживало 610 душ, а в 1780 году 573 души. Ныне город Буинск является административным центром Буинского района и городского поселения.

Таков Буинск изначальный.

Автор трилогии "Сказание о чувашах" А.И. Стеклов