Карл Энс (Karl Ens) – яркая звезда на небосклоне фарфоровой индустрии Тюрингии. В своем творчестве фарфоровая фабрика "Карл Энс" отошла от производства бытовой фарфоровой посуды и переключилась на выпуск небольших керамических скульптур. Фигурки принесли ей славу, успех, любовь покупателей. Статуэтки "Карл Энс" были настолько популярными, что некоторые из них стали объектами коллекционирования и имеют высокую рыночную стоимость.
Такое искусство, как анималистика, существовало с самых древних времен. Оно всегда несло в себе смысл. Образы носили в себе разные значения, от мифических до реалистических. Фарфоровые статуэтки животных от Карла Энса выделяются своей натуральностью, реалистичностью и изящностью. Они точно передают анатомию, характер и даже мельчайшие детали.
Фарфоровые статуэтки, изображающие птиц, является воплощением марки "Карл Энс". Эти небольшие шедевры анималистики завораживают ценителей своим мастерским исполнением, точной прорисовкой, живыми и интересными сюжетами. Передача естественных оттенков оперения, тонкая детализация их украшений делают фигурки фарфора поистине реалистичными. Они позволяют нам заглянуть в мир птиц, запечатлевая их динамичные и полные жизни моменты.
В росписи фигурок Карла Энса преобладают нежные и гармоничные цвета, плавные переходы тонов. Фигурки людей - характерные, передают их настроение. Сцены из жизни героев отображают их эмоциональное состояние, что трогает зрителей и создают особую атмосферу.
Фарфоровая мануфактура "Karl Ens" берет свое начало в 18 веке. Экономика Тюрингии того времени способствовала развитию мелких и крупных фарфоровых производств. Местные фабрики были основаны частными владельцами с ограниченными средствами. С художественной точки зрения товары Тюрингии уступали изделиям известных мануфактур. Но тюрингским промышленникам удалось создать авторский стиль изделий, что положительно повлияло на развитии германского фарфора.
Фридрих Карл Энс открыл фарфоровую мануфактуру в 1810 году в городе Лауша. Ранее этот город был известен своими стекольными фабриками и витражными изделиями. С появлением фарфора, керамическое производство стало главным источником дохода и процветания. Многие жители города стали работать на производстве фарфора, в т.ч. и Фридрих Карл Энс.
У Фридриха Карла Энса дар керамиста стал заметен уже в раннем возрасте. Отец Фридриха, Иоганн Карл, будучи художником-фарфористом, часто брал мальчика с собой в мастерскую, чтобы научить его мастерству. В одиннадцатилетнем возрасте Фридрих потерял отца. Как старший сын в семье он взял на себя заботу о семье.
Фридрих продолжал развиваться как художник самостоятельно. Он учился живописи и росписи по фарфору, его работы были высоко оценены мэтрами. Особенно хорошо Фридриху удавалось изображать сцены охоты и лошадей. Умение правдиво передавать детали делало его работы неповторимыми. Благодаря авторскому стилю Фридрих Карл Энс стал востребован как художник-керамист. Его картины восторженно принимали как в Германии, так и за рубежом. Его работы часто украшали блюда, чаши и фарфоровые трубки.
Карл Энс продолжал оттачивать свое мастерство. Он стал одним из первых художников, достигших высокого уровня в искусстве визуализации анатомии млекопитающих. Он изучал структуру скелета и мышц, чтобы создать более реалистичные изображения птиц и животных в своих работах.
Его творчество было полно постоянных импровизаций, что создавало разнообразие неповторимых сюжетов. Великолепные религиозные и жанровые сцены, созданные мастером, характеризовались особой утонченностью и очарованием. В своих наблюдениях за живой природой, Энс часто объединял этюды разных видов животных на одном холсте или листе бумаги, чтобы создать интересные композиции и показать их взаимодействие в естественной среде. Карл Энс тщательно прорабатывал каждый элемент композиции, использовал технику "camaïeu" (использование ограниченной палитры одного цвета с разными оттенками для создания эффектов глубины и объема). Это придавало его работам особый шарм.
Девятнадцатилетний Карл Энс открывает собственную мастерскую и совершенствует свое мастерство живописца. В 1837 году он вступает в совладение заводом “Greiner & Greiner”, специализирующемся на росписи фарфоровых изделий. Компания “Ens & Greiner” активно участвовала во всемирных выставках в Лондоне в 1851 году и Париже в 1855 году, где работы фабрики получили высокую оценку и заслуженные награды. В мастерской использовали литографию, которая прекрасно передавала живописные изображения Карла Энса на фарфоровые поверхности. Это значительно повысило эстетическое восприятие его продукции.
Развитие предприятия требовало увеличения штата сотрудников. В 1855 году здесь уже трудились 150 человек. Герцог Саксен-Мейнингенским Георг II часто посещал его мануфактуру, чтобы увидеть новинки и приобрести понравившиеся ему изделия. Фарфор Фридриха Карла Энса был популярен даже среди британской королевской семьи. В 1861 году Энс с сыновьями выкупили часть мануфактуры в Фолькштедте. В числе владельцев фабрики был предприниматель Трибнер. Они назвали компанию “Triebner, Ens & Co”. Старший сын Эдуард работал скульптором, а младший Карл был художником. Братья Энс были известны своим авторским стилем и высокими художественными талантами. Их творения влекли ценителей керамики изящной росписью с плавными тональными переходами и реалистичной пластикой. Работы братьев были особенно популярны во время движения Ар деко. “Triebner, Ens & Co.” была одной из ведущих керамических фабрик Германии во второй половине 19 века.
После смерти отца в 1865 году, сыновья продолжили его дело. В 1877 году у компании появился новый партнер - Эккерт, ее название сменилось на Triebner, Ens & Eckert. Фабрика почти прекратила выпуск посуды, а вместо нее стала создавать декоративные предметы интерьера.
Наследники Карла Энса в 1899 году создали акционерную компанию “Karl ENS Volkstedt”. Младший Энс продолжил семейное дело, которое затем унаследовал его сын. С 1910 года компания продолжала выпуск продукции под руководством Пола Энса, а в 1927 году его сменили Эдвард и Херман Энс.
На заводе “Karl ENS Volkstedt” трудились талантливые художники. Эртор Босс и Артур Сток были признанными мастерами своего дела. Их работы считались изысканными, а влияние на художественные черты фарфоровой росписи было значительным.
Скульптурные композиции, статуэтки, вазы и подарочная посуда, выпускаемые компанией, являлись предметами роскоши и классифицировались как "люкс".
Благодаря тщательно выработанной репутации фабрика продолжала процветать и после смены поколений. Она нашла свое место в мире престижного искусства и продолжала радовать своих клиентов неординарными изделиями.
В 1959 году правительство выкупило акции предприятия "Karl Ens". Национализация предприятия в 1972 году была частью общего процесса национализации промышленности в ГДР. Название сменилось на “VEB Unterglasurporzellanfabrik”.
В 1990-е годы приватизация предприятия позволила новым инвесторам вложить капитал и попытаться возродить бизнес. Однако не все попытки оказались успешными. Компания “VEB Unterglasurporzellanfabrik” была объявлена банкротом и прекратила свою деятельность. Завершение деятельности "Karl Ens" стало печальным эпилогом для отрасли, искусства и коллекционеров. Однако ее наследие и продукция продолжают жить в коллекциях и музеях, сохраняя историю и талант ее создателей.